Ещё до крушения
Воскресным днём 17 декабря 1961 года в аэропорту Внуково 50 человек благополучно прошли регистрацию на рейс № 245. В 14 часов 34 минуты их самолёт Ил-18 взлетел в московское небо, после набора высоты занял эшелон 8000 метров и взял курс на Сочи.
О том, кто конкретно летел этим рейсом, официальной информации нет. Но, можно предположить, что среди пассажиров были желающие отдохнуть и получить санаторное лечение в городе-курорте, а также возвращающиеся домой, на юг, из деловой поездки в столицу.
Бортом управлял экипаж из пяти человек, в салоне работали четыре стюардессы.
Самолёт был в общем-то новеньким, выпущенным в октябре 1958 года, имел 2722 часов налёта. Поэтому ничто не предвещало беды.
В 15:47 летящий над облаками по воздушному коридору Воронеж – Ростов-на-Дону с путевой скоростью 630 км/ч Ил-18 вошёл в зону диспетчерского пункта (ГДРП) Ростова, о чём и доложил экипаж. В ответ диспетчер сообщил, что самолёт находится в 240 километрах относительно Ростовского аэропорта. На борту подтвердили получение информации.
В 15:59 диспетчер ГДРП сообщил, что самолёт прошёл траверз (направление, перпендикулярное курсу судна – прим ред.) Луганска. Однако ответа не последовало, а отметка рейса быстро пропала с экрана радиолокатора. Только значительно позже выясниться, что произошло непоправимое.
Что случилось?
Как сообщает Airdisaster.ru, после поисков самолет обнаружили в 10 километрах восточнее хутора Чеботовка Ростовской области, в 45 километрах юго-западнее города Миллерово, на заснеженном поле. Он был полностью разрушенным и сгоревшим.
Согласно выводам комиссии, столкновение с землей произошло в 16 часов на очень большой скорости под углом 107 градусов к горизонту с небольшим креном на левое крыло. Удар был таким мощным, что силовые установки вошли в землю на глубину 3,5-5 метров.

На месте падения были обнаружены все основные части самолёта, но обломки оказались разбросаны в основном на 300-350 м, а также их находили на удалении одного километра.
Выяснилось, что разрушение и обрыв правого крыла и закрылков произошло ещё до удара об землю во время падения самолета. При этом закрылки были выпущены под углом 40 градусов.
Ошибка: экипаж или конструкторы?
Таким образом, «вырисовалась» картина произошедшего. Ил-18 летел в горизонтальном полёте, когда неожиданно закрылки выпустились в посадочное положение (40°). Самолёт потерял управляемость и начал быстро входить в пикирование.
Экипаж пытался вывести самолёт из падения, но сделать это можно было только убрав закрылки, но созданная быстрым пикированием отрицательная перегрузка не позволяла этого сделать. Из-за высокого аэродинамического сопротивления оторвало правую часть крыла и закрылки. Поэтому катастрофы избежать не удалось. Все 59 человек, находившиеся на борту, погибли.
По характеру авиакатастрофа отнесена к связанным с потерей управления в полёте. Но почему так случилось – точно неясно до сих пор: официальная версия так и не была озвучена.
По предположительной версии, наиболее вероятна ошибка экипажа, к которой привела конструктивная особенность самолёта.
Закрылки выпустились сами, вероятно из-за случайного перемещения рычага управления: его непреднамеренно задел кто-то из членов экипажа. Это возможно из-за конструктивного недостатка самолётов Ил-18, на которых отсутствовала надёжная защита от такого перемещения, в отличие от самолётов Ил-14 и Ил-28.

Также перемещение рычага стало возможным, если он находился в среднем положении, которое соответствовало фиксации закрылков при взлёте или посадке. При убранных закрылках запрещалось устанавливать этот рычаг в среднее положение.
Сбила ракета?
Но существует и альтернативная версия, согласно которой самолёт был на самом деле сбит ракетой класса «земля-воздух».
Согласно данным публикации «Ракеты атакуют гражданские самолёты» («Новый Петербург, 2013 г., № 50), обломки самолёта находили на протяжении 12-ти километров. «Такой разброс свидетельствует в пользу неофициальной и, видимо, наиболее вероятной версии, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр. Дело замяли».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть