В нашей стране за последние 10 лет парк автомобилей вырос почти в 2,5 раза. При этом в 2017 году на дорогах погибли 20,3 тысячи россиян.
Сообщения об авариях на дорогах Ростовской области напоминают сводки с фронта: 11 октября в Сальском районе иномарка врезалась в дерево, два человека погибли. 10 октября опрокинулся автомобиль в Белой Калитве, 39-летняя женщина погибла. Двумя днями ранее на дороге Целина –Ольшанка столкнулись ВАЗ-2110 и ВАЗ-21099, пассажирка одной из машин погибла.
Страшный список ДТП со смертельным исходом можно продолжать бесконечно. В чём причина такого количества аварий? Неужели всё дело в двух общеизвестных русских бедах – дураках и дорогах? Обо всём этом корреспондент «АиФ на Дону» поговорил с начальником отдела пропаганды БДД регионального Управления ГИБДД подполковником полиции Александром Мухиным.
Ученик за рулём
Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Александр Владимирович, ежегодно за руль садятся сотни начинающих водителей. Есть ли данные о том, сколько ДТП происходит с их участием?
Александр Мухин: Начинающими мы считаем тех, чей стаж вождения не превышает трёх лет. В 2015 году мы зафиксировали 550 аварий с их участием, в 2016-м – 217, а это уже на 60% меньше! В 2017 году подобных ДТП – 181. Как видите, динамика положительная.
Сейчас ужесточили обучение в автошколах, увеличили количество часов, которые ученик проводит за рулём. Ввели новшества и при сдаче теоретического экзамена: не ответил на один вопрос – получи ещё пять. Три раза не сдал – приходи через месяц, потом через полгода.
Упражнения на площадках тоже изменились: они стали более приближены к реальным ситуациям на дороге. Плюс, сотрудники ГИБДД проводят занятия по безопасности дорожного движения в детских садах, школах и вузах. Водителю, имеющему стаж менее двух лет, нельзя перевозить на мотоцикле пассажира, нельзя буксировать на своём авто другие транспортные средства и перевозить крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
Думаю, что все эти меры в сумме привели к тому, что количество аварий с молодыми водителями существенно снизилось. Кстати, в некоторых европейских странах после получения прав сесть сразу на мощный и скоростной автомобиль не получится, сначала нужно набраться опыта.
- Говорят: «Какой русский не любит быстрой езды». Наверное, превышение скорости основная причина аварий?
- Сейчас большинство аварий происходит из-за несоблюдения бокового интервала, нарушения очерёдности проезда перекрёстков. Лихачей же стало меньше. Здесь сыграли свою роль камеры видеофиксации нарушения скоростного режима. Участки дорог, где они установлены, стали безопасными. Важно и то, что с камерой не договоришься и не поспоришь. За восемь месяцев текущего года благодаря видеофиксации выявлено 952598 нарушений. Но, конечно, камеры не решат всех проблем, главное – ответственность и дисциплинированность самого водителя, понимание, что ездить аккуратно нужно не только там, где камеры и штрафы.
Ударим по бездорожью…
- Но и ответственный водитель может попасть в аварию. Ведь часто наши дороги разбиты так, что ямы приходится объезжать по встречке.
- Это так. За восемь месяцев 2017 года произошло 79 ДТП с сопутствующими дорожными условиями. Под этим определением мы имеем в виду повреждение дорожного покрытия (ямы, колейность), наличие разметки и освещения. В результате таких аварий пять человек погибли, 92 ранены, среди них 13 несовершеннолетних.
Но сейчас ввели большие штрафы и санкции по отношению к недобросовестным дорожникам, поэтому мы прогнозируем снижение ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия. Только в текущем году мы вручили 13479 предписаний на устранение недостатков, а за нарушение правил содержания автомобильных дорог и улиц в безопасном состоянии по статье 12.34 КоАП РФ составили 755 протоколов.
Вот пример: участок трассы М-4 «Дон» с 89-го по 119-й километр (Азовский район от рынка «Орёл» до границы с Краснодарском краем) ещё не так давно был одним из самых проблемных: именно там постоянно случались страшные резонансные ДТП. Сейчас на этом отрезке установили колёсоотбойный брус, освещение, разделитель полос – и аварийность снизилась в разы.
Кроме этого сотрудники ГИБДД всегда обследуют свой маршрут перед началом патрулирования, помогают нам и неравнодушные люди. Часто так бывает: автолюбитель чуть не сбил пешехода на неосвещённом (или со стёртой «зеброй») переходе, подумал: «Слава богу, пронесло» и поехал дальше, а может, стоит остановиться, набрать телефон полиции и оставить сообщение об опасном месте.
- В 2015 году приняли статью 264.1 УК России, которая предусматривает уголовное наказание за управление транспортным средством в нетрезвом виде или отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Уменьшила ли эта мера количество желающих прокатиться подшофе?
- На данный момент зафиксировано 7892 нарушения ПДД водителями с признаками опьянения, по их вине произошло 236 ДТП. По сравнению с прошлым годом это на 4,8% меньше. Почти на 6% снизилось число погибших (это 65 человек за 8 месяцев 2017 г.) Думаю, что сейчас люди стали понимать, что дешевле и безопаснее поехать на такси, чем рисковать жизнью и водительским удостоверением.
Однако есть и такая статистика: в 2016 году за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или повторный отказ от медицинского освидетельствования были возбуждены 1676 уголовных дел. То есть, пока идёт судебное разбирательство человек снова и снова садится за руль выпив.
- Как вы оцениваете сейчас ситуацию на дорогах?
- Появились заметные успехи: за восемь месяцев этого года количество ДТП на территории Ростовской области снизилось на 12,2% (2743 ДТП), на 21% уменьшилось число погибших в автокатастрофах. Камеры, работа инспекторов в образовательных учреждениях, ужесточение законодательства, повышение требований к автошколам, планомерная работа по повышению качества автомобильных дорог – всё это привело к положительной динамике. Кстати, она наблюдается и по России в целом.
- Но сами участники дорожного движения стали более ответственны?
- Мы видим на основе социологических данных, что люди стали чаще использовать ремни безопасности, детские удерживающие устройства, более тщательно стали подходить к выбору автошкол, взаимодействовать с пешеходами.
Да, ещё остаётся вопрос к культуре вождения: у автолюбителей нет уважения друг к другу, много таких, кто агрессивно водит, подрезает, плюёт на знаки. И никакие запреты и ограничения эту проблему не решат.