«Главное для хорошего педагога – это любовь к детям. Нужно испытывать уважение к ним, уметь выстроить взаимосвязь с учениками, иначе работа не будет приносить ни удовольствия, ни результатов», – уверен начальник управления образования Ростова-на-Дону Александр Вихтоденко.
Свой пост глава муниципального подразделения занимает уже почти год. Что за это время успел сделать, как удаётся избежать профессионального выгорания и какими качествами должен обладать хороший учитель, Александр Владимирович рассказал rostov.aif.ru.
В основе – доброта
– Александр Владимирович, можно ли однозначно сказать, какой педагог – хороший, а какой – не очень?
– Правильного ответа на этот вопрос нет. Но есть качества, без которых учитель не сможет задержаться в профессии надолго. Конечно, это качественное знание своего предмета. Но работа в школе также предполагает воспитание, а значит, никак не обойтись без любви к детям. Когда ты ведёшь предмет, нужно заинтересовать детей так же, как им интересуешься ты, нужно вести их за собой. Иначе это дорога в никуда.
– А с чего начинается этот путь?
– С осознанного выбора. Хорошими учителями зачастую становятся те, кто выбирает профессию, исходя из любви к детям. Молодые учителя, безусловно, хорошо знают свои предметы. Но этого мало. К сожалению, не все готовы искать подходы к детям. И такие надолго не задерживаются. Ведь дети меняются из поколения в поколение, другими становятся их жизненные взгляды и цели. С течением времени преподносить информацию нужно по-новому.

– То есть хорошего педагога отличает творческий подход к работе?
– Да, креативность – одно из ключевых качеств, на мой взгляд. Чтобы вовлечь детей в свой предмет, нужно искать новые подходы, новые методы. Мы очень ценим креативные подходы наших молодых педагогов. Но и достаточно опытные учителя берутся за инновационные идеи. Во-вторых, важен профессионализм. А третье – доброта. Это основа, без неё не получится выстроить образовательный процесс.
– В фокусе – именно дети?
– Именно. Всё крутится вокруг учеников, они – главное звено образовательного процесса. И важно не просто передать им знания, а именно научить, то есть вовлечь в процесс, привить им определённые навыки.
– А что скажете об искусственном интеллекте? Как школа относится к такого рода инновациям?
– Ещё лет 10 назад об этом и речи не было. Но сейчас всё изменилось. Искусственный интеллект, соцсети. Здесь есть очень тонкая грань, которую нельзя стереть. С детьми можно дружить, весело проводить время, снимать короткие ролики, но нельзя забывать, что ты наставник. Даже процесс съёмки можно сделать полезным, мотивировать детей учить предмет. Но это не должно быть бесцельным развлечением.
Беспрецедентное количество
– Ростов – город-миллионник. Насколько сложно контролировать образовательный процесс в столице Юга России?
– В Ростове у нас 106 образовательных учреждений, где обучаются более 135 тыс. детей. Первоклассников – почти 13 тысяч, и почти пять тыс. – будущие выпускники. Работает 129 детских садов, которые посещают около 47 тыс. мальчиков и девочек.
Мы ежегодно проводим мониторинг успешности районов, оцениваем как работу районных отделов образований, так и непосредственно самих школ. К концу года определяем лидеров. Пока первое место удерживает Кировский район. В основном, во внимание берутся технические критерии: это и доступность для детей с ОВЗ, и антитеррористическая защищённость, и обучение детей в первую или вторую смену, и много других аспектов.

– А как обстоят дела в микрорайоне Суворовском? Ведь не секрет, что там долгое время не хватало учебных мест. И наконец-то построили новую школу.
– Две школы! Большое количество времени там работало одно учреждение, и оно, действительно, было переполнено почти в два раза. Сейчас в Суворовском открыты три школы, две из них работают в двусменном режиме. Но фактического переполнения не наблюдается.
В этом году мы открыли беспрецедентное количество учреждений. Это четыре школы-новостройки (почти на 5,5 тыс. мест) и плюс модуль для начальной школы в Пролетарском районе. Капитально отремонтированы были 101 и 92 школы. А также открыты два детских сада, один – в Кировском районе, второй – в новом микрорайоне на территории старого аэропорта. Планируем до конца года открыть ещё один детсад на 300 мест в Пролетарском районе.
В этом году начался капремонт школы №21 в Первомайском районе, его планируем завершить к сентябрю следующего года. В 2026 году планируем также начать работы по капремонту гимназии №36 на улице Максима Горького, а также гимназии №14. Оба здания – объекты культурного наследия.
Первая школа появится в микрорайоне «Полёт» – на 1100 мест. Нам её должен будет передать застройщик по программе комплексного развития территории. Также мы планируем принять к себе школу на 300 мест в микрорайоне «61 квартал».
– Важно же не только количество, но и качество?
– Уровень подготовки молодых кадров достаточно высокий. Самое главное – мнение ребёнка, интересно ли ему заниматься у конкретного педагога. Надо разговаривать с детьми. Процесс образования не может быть оторван от процесса воспитания – с точки зрения традиционных ценностей, каких-то нравственных моментов. Например, пропускать девочек вперёд, заходя в класс, задвигать стул за собой после урока. Это было уже на автоматическом уровне. И это нормально – уважать своего учителя, уважать своих родителей. Это правильно.

Пусть меня научат!
– Получается, школа должна и воспитывать, и учить. А ещё – помочь определиться подростку с выбором будущей профессии?
– Выбор за самого ребёнка не сможет сделать никто другой. Но мы можем дать подсказку в виде профилизации обучения. Качественные изменения в этом направлении начались с 2022 года, но ростовская муниципальная система в этом направлении начала свою работу задолго до введения федеральных проектов – ещё с 2018 года. У нас 11 профилей: это и полицейские, и медицинские, и инженерные классы.
Профилизацию мы начинаем с седьмого класса. Ростов – один из лидеров в стране по профильному образованию. У нас заключены соглашения со всеми госкорпорациями. Яркий пример – лицей №11, который работает по профилю медицинских классов. Обучаясь в 10-11 классах, дети получают первую профессию – помощник медсестры. 90% ребят поступают в медицинские вузы. Также хочу отметить школу №60, которая подписала соглашение с «Роскосмосом». Мы не только рассказываем выпускникам о профессиях, но и приглашаем действующих сотрудников предприятий, преподавателей вузов. Ребята могут погрузиться в среду предприятий, найти занятие себе по душе.
«ЗАНИМАЙСЯ ТЕМ, ЧТО ЛЮБИШЬ»
Детский сад №192 скоро отметит своё 30-летие.

Детский сад №192, расположенный в Октябрьском районе южной столицы, в этом году отметит свой юбилей. Двери для ребятишек он открыл 5 декабря 1995 года. Ростовчане, которые ещё тогда играли в догонялки и лепили куличи в песочнице, теперь ведут сюда уже собственных сыновей и дочек. А родители, дети которых давно выпустились из сада, на долгие годы остаются добрыми друзьями с педагогами.
В народе учреждение называют «Веселинка». И это слово как нельзя лучше подходит учреждению. И где только черпают вдохновение педагогические работники, из раза в раз придумывая новые оригинальные проекты. А сами они отвечают: энергию даёт общение с детьми, ведь когда любишь своё дело – и работа в радость!
Жизнь ради детей
Учреждению, и правда, есть чем гордиться. В копилке достижений – победы в самых разных конкурсах, одни демонстрируют креативность сотрудников, другие – высокие профессиональные качества.

Сегодня детсад №192 – это около сотни работников, в том числе 62 педагога, а также 22 группы дошколят.
Возглавляет учреждение педагог с почти 25-летним стажем, кандидат социологических наук Елена Типало. В этом году Елена Евгеньевна отмечает и свой личный юбилей – 10 лет в должности заведующего.
«Когда ты занимаешься тем, что по-настоящему любишь, хочется делать ещё больше, дарить окружающим радость – творчества, общения, взаимодействия. В нашем коллективе установились прочные дружеские связи, сотрудники поддерживают тёплые отношения и с родителями воспитанников. А без участия семьи – никуда», – уверена педагог, практически всю жизнь посвятившая работе с детьми.
Много лет Елена Евгеньевна преподавала в Донском педагогическом колледже, учила подростков истории. А в 2015 году возглавила детский сад. По её мнению, одно из важнейших направлений работы – патриотическое воспитание. Это, подчёркивает руководитель, тот фундамент, который позволит вырастить маленького человека достойным гражданином и настоящим патриотом.
В этом дошкольном учреждении уже много лет проводится детский парад Победы к 9 Мая, работает Семейный театр, в работе которого с удовольствием принимают участие родители дошколят. Много внимания уделяется экологическому просвещению детворы: с ранних лет мальчики и девочки знают, почему важно беречь природу. На базе организации созданы все возможности для гармоничного спортивного, творческого и эстетического развития ребёнка.
А ещё важно учить малышей Правилам дорожного движения – в этом направлении сад занимает лидирующие позиции не только на уровне города. Учреждение признано федеральной площадкой по обучению детворы основам безопасности дорожного движения. Одним из самых ярких мероприятий из года в год становится «Покровская ярмарка».
Награды и победы
А сколько наград и достижений у педагогов – всех и не сосчитать. Трое сотрудников вошли в число лауреатов конкурса «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области». Это Елена Орлова, Елена Привалова и Алла Афанасьева. Инструктор по физической культуре Елена Ермакова вошла в число победителей Национального чемпионата «Навыки мудрых» Worldskills Russia. Призёром областного этапа конкурса «Учитель Года – 2023» стала Галина Чунарева.
Тесное общение поддерживает коллектив и с педагогами, которые работали здесь ещё со дня открытия сада. А сейчас они на заслуженном отдыхе. Например, Надежда Анатольевна Сотникова – здесь частый гость. Тем более что в этот же сад ходят уже её внуки.
«А ещё ежегодно мы становимся победителями конкурса на лучшее оформление к Новому году. Вместе составляем единую концепцию и превращаем наши двор, холл, фасад в настоящую сказку. Например, в этом году была тема по мотивам сказки «Щелкунчик». Ведь всё это не просто развлечение: в любой игре должна быть и образовательная составляющая», – не сомневается заведующая.
И она лично, и весь коллектив гордятся тем, что сегодня детсад №192 входит в муниципальную систему образования донской столицы, создающей все условия для гармоничного и всестороннего развития юных ростовчан.
Реклама МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 192» свидетельство №61-61-01/778/214-429 от 15.12.2024г.
Erid: 2W5zFHPruHA
На севере Дона начали отапливать школы и больницы
Донской следком проводит проверку обрушенного потолка в школе Сальска
В одной из школ Сальска обрушился потолок, никто не пострадал
Учителям 24 школ Семикаракорского района недоплатили 2,5 млн рублей