Примерное время чтения: 8 минут
218

Серёжа и гвозди. Зачем нужно трудовое воспитание в ростовских школах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. "АиФ на Дону" 28/06/2023
Абсолютно нормальная ситуация, когда пятилетка под присмотром играет папиными инструментами.
Абсолютно нормальная ситуация, когда пятилетка под присмотром играет папиными инструментами. / Aleksey Smyshlyaev / www.globallookpress.com

«Мальчики сегодня даже гвоздя забить не могут», «дети растут белоручками» – подобные фразы всё чаще сегодня звучат из уст обеспокоенных родителей. Донские депутаты не так давно поднимали вопрос воспитания трудом в школах и привлечения детей к посильной помощи СВО. При этом в регионе острая нехватка рабочих рук: молодёжь предпочитает работу, не связанную с физической деятельностью.

Как приучить детей к труду и кто этим должен заниматься, разбирался rostov.aif.ru.

Труд – не наказание

В марте в регионе разразился скандал в связи с заявлением депутата донского парламента Татьяны Иващенко, что школьников стоит привлекать к изготовлению окопных свечей и маскировочных сеток.

Народная избранница тогда пояснила rostov.aif.ru: речь идёт не об использовании детей как рабочей силы, а в первую очередь, о воспитании патриотизма. Второй аспект – возвращение в школы физического труда, исключённого из учебного процесса в последнее время. Проработавшая долгие годы педагогом Иващенко говорит, что во многих школах на уроках технологии, заменивших «труды», дети ограничиваются составлением конспектов.

«Стране не хватает технических специалистов, – поддержал коллегу депутат Заксобрания региона Евгений Хижняк. – Желание работать руками, создавать чертежи, созидать и строить должно прививаться с детства. Именно для этого необходимы уроки труда, при правильном подходе и хорошем оснащении классов процент желающих после школы освоить технические специальности вырастет в разы. Трудовое воспитание важно для детей в первую очередь, потому что это формирует активную личность, улучшает навыки, делает ребёнка самостоятельным. Работа с инструментами развивает мелкую моторику, помогает правильно оценить свои возможности, научиться доводить дело до конца и видеть результаты».

Он уточняет, что тут важно не перегнуть палку: не стоит школьников наказывать трудом. Например, не выполнил домашнее задание, моешь класс. Это, наоборот, сформирует негативное отношение к труду.

Где рукастые мужики?

Вопрос трудового воспитания беспокоит и многих горожан. Например, проблему в своём блоге предложил обсудить ростовский инженер Роман Гуров.

«Недавно общался с соседкой, она в разговоре обронила: «Слава богу, что папа мой жив-здоров, иначе совсем пропали бы, всё на нём держится». Как же так, спрашиваю, ведь муж есть и два сына? Говорит, мол, один папа 70-летний у них рукастый, ни муж, ни дети гвоздя толком забить не могут, не говоря уже о починке крана. Это как так получилось, друзья? Во все времена мужчина в доме был сам себе инженер. Пацанов с детства приучали держать молоток, папы лет с пяти сыновей усаживали рядом, когда мужские дела по дому делали. А сейчас моё поколение и младше сплошь ничего не умеют. Учителя говорят, а что вы хотите, на уроках труда (сейчас это называется «технология») мальчишки конспекты пишут, а не скамейки мастерят. Я считаю, нужно срочно возвращать в школы нормальное трудовое воспитание. И опять же, всеми возможными способами популяризировать технические профессии», – пишет он.

В школе и дома

Действительно ли в нынешних школах детей ничего не учат делать своими руками? Проработавший 40 лет учителем сначала труда, а теперь технологии Николай Швецов считает, что всё зависит от педагога, его понимания, какое поколение мы хотим воспитать. Понятна тенденция всё перевести в цифровые технологии, не без этого, но должна быть мера. Есть преподаватели, у которых ребята весь урок торчат в телефоне или проходят тесты на компьютере. А старая гвардия не боится дать мальчишкам в руки молоток, главное, чтобы ребёнок знал, для чего он взял его в руки.

«Я лично отношусь отрицательно к урокам, когда обу­чение ребят ограничивается только конспектами и работой за компьютерами. Это не значит, что мы полностью отвергаем новые технологии. Главное – научить ребёнка думать и созидать, отсюда и появился наш девиз на уроках «Учиться думать, творить и создавать». Дети всегда стремились, придя на урок, сразу взять в руки инструмент и что-то делать. И большое искусство учителя – это дать возможность ученику осмысленно подойти к выбору будущей работы», – говорит Швецов.

Педагог сетует, и с теоретической, и с материальной базой на уроках технологии в школах проблемы.

урок труда
урок труда Фото: АиФ/ Желание работать руками, созидать и строить должно прививаться с детства.

«Даже в новой школе (есть опыт работы с нуля в таком учреждении) станочное оборудование было 60-х годов, а о ручном инструменте вообще стыдно говорить – двуручные пилы, топоры и т.д., одним словом весь неликвид – в современную школу. Введён в прошлом году ФГОС третьего поколения, а методически школы совершенно не обеспечены. Год учились вовсе без учебников, использовал старые методические материалы. С материальной базой было плохо и в советские времена. Но сегодня загублен весь опыт трудового обучения, а это ведёт к тому, что и с развитием производства в стране всё не так хорошо. Уроки труда – это первая профориентация школьников. Я всегда говорю: ребята, если хотя бы двум-трём из вас мои занятия пригодятся – как в быту, так и в выборе будущей профессии, значит, я работал не зря», – говорит Николай Швецов.

Но прививать любовь к труду нужно и дома. Не бояться под присмотром дать в руки инструменты любимому чаду стоит и родителям.

«Помните, у поэта Валентина Берестова: «Сотрясается весь дом, бьёт Серёжа молотком…»? Стихотворение написано в 1975 году для дошкольников. Абсолютно нормальная ситуация, когда пятилетка под присмотром играет папиными инструментами. И никто не ахает: «Отнимите у Серёжи молоток, ребёнок разобьёт себе руки и голову», а то ещё и дорогой гаджет или итальянскую мебель.

Всё это уже было – нахлебавшееся горя поколение тяжёлым трудом добывало своим детям лучшую жизнь. И они росли белоручками. Ещё Платон в беседе с Сократом сказал: «Трудные времена рождают сильных людей. И наступают хорошие времена, которые рождают слабых людей». И если мы не хотим новые сложные времена, надо брать всё в свои руки – и молоток, и жизнь, и судьбы отечества», – считает инженер Гуров.

КСТАТИ
28 июня в Госдуме в первом чтении приняли законопроект о трудовом воспитании школьников.

Как научить ребёнка любить труд

Советует семейный терапевт, гештальт-психотерапевт Ирина Меладзе:

– Для того, чтобы ребёнок чем-то занимался, ему должно быть либо интересно выбранное дело, либо очень нужно для удовлетворения каких-то своих потребностей. Также надо, чтобы кто-то научил, показал на примере и обеспечил необходимыми инструментами и материалами. Если весь перечень условий присутствует: и интересно, и нужно, и всё необходимое под рукой, и поддержка со стороны взрослых имеется, это зона большого счастья. Ребёнок, пока ему не надоест или пока он не устанет, будет вовлечён в дело.

Или же представим, что ребёнок не особо увлечён и вовлечён, но ему какая-то вещь очень нужна, а купить её негде или не на что, но можно сделать самому или с родительской помощью. В этом случае тоже вполне вероятно, что мальчик будет работать руками. То есть нужен дефицит либо в зоне удовольствий и незакрытого интереса, либо в зоне комфорта.

А теперь давайте посмотрим по сторонам. Родители всё реже что-то мастерят с детьми. Папам или некогда, или неохота, или они сами мало что умеют. И это вполне очевидно, так как бытового дефицита давно нет, купить можно практически всё, что угодно, а ради удовольствия своими руками что-то делают единицы. Где ребёнку попробовать себя в ручном труде?

Хорошо это или плохо – вопрос сложный. С одной стороны, технический прогресс невозможно отменить, потребность в ручном труде будет сходить на нет, а раз нет потребности, нет и импульса к действию. С другой стороны, ручной труд великолепно развивает мозги и моторику. Для психофизио­логического развития человека навыки разнообразного ручного труда очень ценны, но не единственно возможны. Мальчик вырастет мужчиной в любом случае, просто стремиться решать бытовые или производственные вопросы он будет не своими руками, а чужими. У кого-то получится, у кого-то нет. Тут уж нужно учитывать массу факторов, влияющих на становление личности мальчика.

Как изменить в семье ситуацию, где дети ничего не умеют делать руками.

  1. Заинтересовывать.
  2. Обучать.
  3. Показывать на своём примере, что это нужно.
  4. Хвалить за каждый вкрученный шуруп.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах