Примерное время чтения: 4 минуты
99

Диплом, «чтобы был»? Как новые ФГОСы повлияют на рынок труда Дона

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. "АиФ на Дону" 21/07/2021
Ася Мараховская / АиФ-Ростов

Осенью 2022 года школы страны начнут учиться по новым ФГОСам. От прежних они отличаются тем, что все требования к знаниям учеников максимально конкретизированы. Изменения существенны, например, с младшей школы детям начнут преподавать финансовую грамотность, а второй иностранный станет не обязательным предметом. Поскольку школьники – это завтрашние студенты, новые стандарты по касательной задевают и вузовскую подготовку. О том, какое влияние данные изменения окажут на систему высшего образования и рынок труда, «АиФ-Ростов» поговорил с деканом факультета управления ЮРИУ РАНХиГС Егором Дудукаловым.

«У меня растут года…»

Университетским преподавателям, порой, приходится доучивать первокурсников после школы. Нередко причина в том, что результат обучения в школе не был достаточно чётко сформулирован.

«Выражаясь образно, школа должна выдавать «готовый продукт» в лице выпускника, а его уровень подготовки должен соответствовать заявленному стандартом. Высшее образование нужно только тогда, когда необходимо выполнять объём работ, которому нельзя научиться иначе, как в вузе. Получать диплом вуза просто, «чтобы был», – большая ошибка. Сегодня школа формирует именно этот тренд: максимизировать баллы ЕГЭ для попадания в систему профессионального образования без чёткого понимания, что делать дальше. Важно, чтобы вводимые стандарты школьной подготовки помогали школьникам делать более осознанный выбор и нести за него ответственность. Для этого нужно, чтобы школьники начали знакомиться с профессиональной деятельностью как можно раньше», – считает Егор Дудукалов.

По его мнению, сегодня далеко не все ребята, готовящиеся к ЕГЭ, окончательно сделали выбор своей профессии. В результате, юные жители региона зачастую тратят годы на обучение профессии, которой в дальнейшем не хотят заниматься.

Зачем всем высшее образование?

Порой, и сам работодатель, заявляя, что ему нужны только выпускники вузов, совершает ошибку.

«Если анализировать структуру рынка труда, то станет понятно, что у нас нет такого количества высококвалифицированных рабочих мест, чтобы стремиться ко всеобщему высшему образованию. Государство тратит огромные средства на четырёх-шестилетнюю подготовку специалистов с высшим образованием, которые пойдут работать на должности, для замещения которых достаточно школьного образования в профильном классе или краткосрочных курсов за счёт работодателей. К примеру, если работодатель пишет в требованиях к вакансии, что ему нужен работник с отличными письменными и устными коммуникативными навыками для работы с корреспонденцией или даже для call-центра, то это уровень выпускника школы. В 99% случаев в вузе школьника не научат больше ничему новому по части русского языка», – рассказывает Егор Дудукалов.

То же самое касается и работников, умеющих набирать тексты и работать с офисным программным обеспечением: для этого не нужно быть программистом, достаточно просто хорошо учиться в школе. И, конечно, в учебном заведении тоже должны учить качественно, а в школьной программе такие знания заложены.

«Когда работодатели поймут, что от школьника можно ожидать и хорошее знание языков, и владение компьютером, и наличие других заявленных стандартом компетенций, они будут делать выпускникам школ более интересные карьерные предложения, не предъявляя завышенных требований к многолетнему опыту учёбы в университете. Но первый шаг должен быть за школой и самими учениками», – поясняет эксперт.

Профили для школьников

Реально ли молодому дончанину стать специалистом сразу после последнего звонка? Егор Дудукалов считает, что это вполне возможно: «Первый и очень существенный шаг на этом пути – создание в школах профильных классов. Это такая форма сотрудничества между школой и вузом, когда ещё в школе ученик начинает получать профессиональные компетенции по какой-то специальности или профессии. К сожалению, новые стандарты эту работу не затрагивают, а стоило бы. Более того, её стоило бы сделать обязательной во всех школах. Примерно, с 7 класса, когда начинается активное участие в олимпиадах школьников и более или менее осознанное разделение детей по интересам».

Было бы логично, считает эксперт, если бы в новых стандартах была возможность перезачесть зачётные единицы, изученные в профильном классе. Причём, не только для поступления в колледж или вуз. Работодатель вполне мог бы тоже предъявлять требования именно к наличию у соискателя школьного аттестата и некоторого количества зачётных единиц в определённой профессиональной сфере для определённых должностей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах