В музее есть зал истории и природы, археологии, боевой славы и краеведческий. / Юлия Морозова / АиФ-Ростов
Пожелтевшие от времени фотографии, письма с фронта, старые радиоприёмники и самовары, казачий сундук и даже знаменитый медный таз для готовки вареников, в котором они никогда не подгорали. Эти экспонаты музея истории Заветинского района Ростовской области рассказывают поразительную историю дружбы народов и уникальных донских обычаев.
Как в «Заветный край» попали люди разных национальностей и почему так назвали свои земли, «АиФ-Ростов» рассказала директор музея истории Заветинского района Наталья Таранова.
Новый дом
Музей в Заветном существует уже почти 20 лет, с 5 августа 2003 года. Здешние экспонаты уникальны – самые старые датируются XVII веком, когда сюда прибыли первые переселенцы. Примечательно то, что на этой территории когда-то жили и калмыки, и казаки, и русские. Об этом говорят и названия улиц и рек, и экспонаты.
«Раньше это были калмыцкие заброшенные земли. Лишь в 1846 году территорию заселили постоянными жителями», – отметила Наталья.
До этого времени здесь никто не жил. Лишь калмыки ставили кибитку в бескрайних полях будущего Заветинского, а когда овцы и лошади съедали всю траву, собирались и ехали в другое столь же щедрое место.
Это интересно
В 1694 году Войско Донское официально наделило калмыков статусом казачества, который предусматривал обязательную военную службу. В 1700–1721 годах калмыки принимали активное участие в Северной войне, в том числе и в Полтавской битве.
Так всё и шло, пока однажды сюда с экспедицией не прибыл граф Павел Киселёв, боевой генерал и деятельный администратор. Место ему понравилось, граф счёл его экономически выгодным: здесь можно и животноводством заниматься, и земледелием. После доклада Киселёва тогдашний император Николай I решил заселить отмеченную графом территорию людьми, чтобы разгрузить центральную часть России.
Было решено создать 44 станицы. Кстати, одна из них называлась Заветная, а другая – Киселёвка, в честь графа Павла Дмитриевича. В каждой станице должно было быть по 100 семей – 50 русских, 50 калмыцких. Император Николай рассчитывал на то, что в таком случае два разных народа переймут друг у друга лучшие качества – калмыки обучат русских животноводству, а русские своим положительным примером продемонстрируют калмыкам, что жить оседло гораздо лучше, чем кочевать по степям.
Заветинский музей. Как на Дону казаки, калмыки и русские уживались
Естественно, калмыкам идея сначала не особенно пришлась по душе. Но чтобы заинтересовать вольный степной народ этим предложением, им давали уже отстроенный дом и 20 рублей серебром. А русским выделяли 30 десятин земли на душу мужского населения.
«Земли в центральной части страны было мало, поэтому люди ехали с удовольствием. Например, одной из первых прибыла семья Сакеркиных. У них было 12 сыновей, 10 из них уже женаты. Соответственно, они получили большую территорию. В Заветном потом даже улица называлась в честь них – Сакерок», – рассказывает директор музея.
Под защитой казаков
«Кстати, в 1855 году решили выяснить национальную принадлежность населения. Оказалось, что в Киселёвке остались жить 60 русских и всего три калмыцкие семьи. Но калмыцкий след здесь сохранился до сих пор в названиях географических объектов. Например, реки Куберле (воин, охраняющий воду – тюрк.), Сал (приток, рукав или левая штанина – тюрк.)», – добавила Наталья Таранова.
А в 1777 году императрица Екатерина II отправила сюда донских казаков – охранять территорию. Для того чтобы отстроить им дома, нужно было доставить стройматериалы из Царицына. Вот тут и начались сложности: калмыки стали грабить обозы, перевозящие груз. Поэтому было принято решение ставить казачьи кордоны через определённое расстояние друг от друга.
«Здесь было небольшое поселение Аютинский Кордон. А Заветным его назвали позже», – рассказывает Таранова.
Есть несколько предположений, откуда возникло такое название. По одной из версий, когда первые переселенцы шли сюда, они останавливались на ночлег – лошадей напоить, еду приготовить. А проснувшись утром, увидели неописуемую красоту – траву настолько высокую, что ехавшего на коне всадника видно только по пояс. И тогда они произнесли: «Вот он, заветный край, где мы будем жить мирно, свободно и сытно».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.