Зрители замерли: по кругу арены мчался вороной конь, который, казалось, вот-вот скинет с себя тоненькую наездницу. Внезапно девушка, сорвавшись, перевернулась в воздухе и снова оказалась в седле. Не усел зал ахнуть, как она вдруг нырнула под брюхо скакуна и оказалась на нём уже с другой стороны.
Толпа взорвалась от восторга. Казачка Анна Маншилова, выступающая под псевдонимом Аннет Первиль, знала, как шокировать публику. И её роман с чернокожим жокеем стал ещё одним тому подтверждением.
Танец маленьких негритят
Об удивительной судьбе Багри Кука – сомалийского артиста из цирковой династии, приехавшего в Россию ещё до революции, сегодня рассказывают даже в музее Ростовского цирка. Маленький африканец, рано осиротев, разъезжал по городам и весям в составе труппы, где выступал с огромным слоном Ямбо. Ушастый гигант взбирался на тумбу задними ногами, а передними тянулся вверх. При этом на бивни ставили трапеции, на которых Багри с сестрой исполняли акробатические трюки. Для русской публики всё это было диковинкой – поглазеть на негритят, танцующих над слоном, приезжали даже из отдалённых сёл. Впрочем, номер поражал и искушённых зрителей. Так, например, Александр Куприн, вдохновившись именно этим сюжетом, писал о нём в своих цирковых рассказах. Правда, в жизни конец оказался не таким добрым, как в его знаменитом рассказе «Слон». В реальности постаревший Ямбо, доживающий свои дни в одесском зоосаде, стал вести себя агрессивно – не смог поладить с жестоким надсмотрщиком. После того, как он разнёс слоновник, было решено умертвить взбесившегося гиганта. В зоосад вызвали три десятка охотников. В течение получаса они расстреливали метавшееся в агонии животное. Как потом подсчитали репортёры, в тело слона было выпущено 211 пуль. Несмотря на то, что расстрел происходил без свидетелей, весть о гибели любимца публики мгновенно облетела город. Люди потянулись к зоосаду с цветами: со слоном прощались, как с любимым артистом.
В это время Багри уже освоился в ростовском цирке Первиль, где выступал с труппой жокеев. Есть предположение, что именно Кук настоял на вскрытии убитого слона в анатомическом театре. Когда бешенство не подтвердилось, он якобы направил письмо одесским чиновникам с просьбой наказать участников расстрела, и те действительно вынесли постановление: «выразить охотникам порицание за принятие участия в убийстве беззащитного животного».
Солёная от слёз каша
Образ казачки – натуры строптивой, сильной, характерной хорошо сохранился в народном фольклоре. Особый вольный уклад жизни способствовал тому, чтобы девочки росли в среде, где постоять за себя считалось нужным делом. Донцы не стеснялись обучать дочек сызмальства мужским занятиям: управляться с оружием, держаться в седле, чтобы в хуторах и станицах бабоньки сами могли за себя постоять без помощи воюющих мужей. И хотя в день свадьбы было принято, чтобы отец невесты дарил жениху плётку, тот же самый отец, узнав, что у него родилась дочь, съедал пересоленный горшок каши. Считалось, что таким образом все слёзы, которые выпадают на непростую женскую долю, достанутся папаше, а не его «донечке». Да и жених, который, шутя, «бил» подаренной нагайкой молодую жену, а девушка при этом трижды кланялась ему в ноги, демонстрируя покорность, мог воспользоваться подарком в крайнем случае. Более того, от непутёвого супруга женщина могла уйти к другому казаку.
Всё это знал отец Анны Маншиловой, потомственный донской казак, который души не чаял в своей Анке. Дочка росла такой своенравной, что даже соседи побаивались острую на язык девчонку. И только лошади, с которыми девочка могла возиться без устали, смягчали её дерзкий нрав. Даже маленькая, она не разрешала батьке выполнять всю грязную работу – помогала и кормить, и чистить животных, убирать навоз и заготавливать сено. Видя такое отношение, отец качал головой: казак ты в бабьем теле, Аннушка! Без коня казак кругом сирота!
Так, несмотря на пересуды, Анка прошла учёбу у станичного мастера джигитовки. Тот сначала девицу даже пускать на двор не хотел, но как увидел, что та уже ездит и лёжа, поперёк седла, и не боится висеть вниз головой, ухватившись за вожжи сбоку, решил показать бой-бабе все секреты вольтижировки. Знали бы донцы, чем обернётся такая любовь девчонки к лихой езде, может, и на пушечный выстрел близко к конюшне не подпустили.
Цирк с конями
Когда Аннушка заявила отцу, что уезжает из станицы в Ростов, да не просто прогуляться, а к самому Первилю, проситься в его цирковую труппу, старого казака чуть кондратий не хватил. Но зная норов дочки да и жалея непутёвую свою сиротку, росшую без матери, решил тоже устраиваться в цирк кем угодно, да хоть буфетчиком, лишь бы и дальше есть «солёную кашу» заместо любимой дочки и оберегать её от дурных людей. Так Маншиловы перебрались в большой город. Видя, как фигурка его Аннушки взмывает над взмыленной лошадиной спиной, взлетая чуть ли не под купол, и так же лихо приземляется в седло, а зал при этом ревёт то от страха, то от восторга, не мог отец артистки смотреть на это спокойно: каждый раз трижды крестил грешную арену, моля Богородицу уберечь его шальную дочку. И молитвы казака были услышаны: Аннет Первиль прожила долгую, крепкую жизнь, состоялась как артистка, как жена и мать. Правда, стоило это отцу спокойствия.
Скандал разразился, когда в Ростов приехал жокей-африканец Багри Кук. Любовь к лошадям стёрла все границы между казачкой-наездницей и сомалийским артистом. Искра, вспыхнувшая между циркачами, разожгла такой огонь любви, что перед ним не устоял даже какой-то ростовский батюшка, согласившийся и покрестить новоявленного чернокожего раба божьего, и обвенчать необычную пару. Внук Багри Кука, Александр Евгеньевич, в интервью нашей газете в 2006 году рассказывал, что, узнав про роман дочери с заезжим гастролёром, Маншилов не просто схватился за голову, он вызвал полицейских, желая вызволить свою Анку из гостиничного номера Багри. Когда собравшимся объявили о тайном венчании, в шоке была вся труппа. Неслыханное дело: казачка пошла под венец с негром! Но против воли небес не мог пойти даже старый казак. И хотя нагайки необычному зятю он дарить так и не стал, первого внука, родившегося вскоре у скандальной пары, сам посадил на коня.
Кто рассмешил Высоцкого?
Сын Багри и Анны – Евгений Кук стал одним из лучших жокеев Советского Союза. В 1957 году Союзгосцирк предпринял попытку возродить старинную традицию проведения цирковой кавалькады, когда цирковые артисты принимали участие в парадах, проходивших по улицам города. Маршрут организовали по городам Москва – Донбасс – Сочи. Евгению Багриевичу как блестящему асу джигитовки была оказана честь стоять на переднем плане кавалькады. Даже в 60 лет он продолжал выступать на манеже со своими холёными жеребцами. А его сын, внук Анны и Багри, Александр Кук также впервые сорвал овации, когда ему не было ещё шести лет. Жокей, принадлежащий уже к четвёртому поколению цирковой династии, был настоящим любимцем местной публики. Уже на пенсии 15 лет назад он вместе с другим известным цирковым артистом Борисом Артемьевым организовывал в донской столице школу клоунады.
Александр Евгеньевич считал себя коренным ростовчанином, а громкую фамилию деда припомнил однажды Владимиру Высоцкому, с которым встретился в московском ресторане. После того, как знаменитый бард спел про Кука, съеденного аборигенами, жокею не давали проходу. Тогда Высоцкий засмеялся, что, мол, наконец-то встретил живого Кука.
Так необычная фамилия сомалийского парнишки, полюбившего Россию благодаря донской казачке, решившейся пойти наперекор всем ради любви, осталась вписанной в историю как Ростовского цирка, так и культурной жизни страны. Анне Маншиловой и Багри Куку удалось доказать, что родственные души будут вместе, даже если это немыслимо. Видимо, это понял тот самый батюшка, чьё имя кануло в Лету, но который решился-таки обвенчать необычных влюблённых. Кто знает, может и у него на заднем дворе церквушки фыркала жующая сено рабочая лошадка, поэтому ему стало всё понятно без лишних слов.