1 августа мир отметил день клоуна, а ростовский цирк встретил свой 64-й день рождения. Здание нового цирка открылось на проспекте будённовском в 1957 году. Среди первых артистов были Ольга Цупак и Алексей Артемьев – бабушка и дедушка Дмитрия Артемьева. В прошлом он клоун-акробат, а сегодня главный администратор ростовского цирка и краевед. Корреспондент «АиФ-Ростов» встретилась с Дмитрием Артемьевым на манеже.
Идеальный баланс
Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Дмитрий, вы продолжатель династии, в которую входят 13 цирковых артистов. Кто был родоначальником?
Дмитрий Артемьев: Моя бабушка. Она ростовчанка, Ольга Яковлевна Цупак (выступала в цирке с 1936 по 1969 годы). В Ростов семья бабушки приехала в начале позапрошлого века из Зальцбурга. Здесь мой прадед, Яков Михайлович Цупак, возглавил завод «Жесть Вестерн» (потом он стал «Рубином»), а его жена работала портнихой, шила костюмы цирковым артистам. У прадедушки при клубе завода была цирковая студия, и бабушка туда ходила. В 1928 году открылся Лендворец – там были лучшие в городе залы, лучшее оборудование и лучшие педагоги, которые подготовили целую плеяду известных артистов. Из имён, что на слуху, Евгений Тимофеевич Милаев, народный артист СССР, Герой Соцтруда и муж дочери Брежнева. В Лендворце занималась и моя бабушка, там она познакомилась с Владимиром Сысоевым, и он создал акробатическую группу «4ЭСВЭ4». Через несколько лет бабушка и Владимир Сысоев придумали оригинальный номер, в котором использовали полузабытую китайскую игру с деревянными катушками. Так родилась игра в диаболо* – катушки в процессе подготовки стали металлическими, а в отечественном цирке появился новый жанр.
– В чём отличие вашей семейной игры в диаболо от всех остальных?
– В основном, катушки раскручивают, бросают, делают перекидки, а у нас раскрученная катушка выполняет ещё и трюки. У бабушки, к примеру, был такой: на барьере стояла пушка, от неё шёл металлический тросик. Бабушка раскручивала катушку, оборачивала тросик – катушка силой инерции катилась по тросику, ударялась в затвор пушки и оттуда выстреливало красное знамя. Она его ловила и размахивала. Потом сделали огромную конструкцию, катушка прокатывалась по её лопастям и зажигались огромные буквы СССР. Этот номер видоизменялся, становился сложнее и зрелищнее, и существует до сих пор. Папин брат Алексей Артемьев работал с этим аттракционом. Сейчас на смену пришли его дети, мои сёстры, которые готовят к этому трюку уже своих детей. Дяде повезло: в 1970-х годах он был на гастролях в Америке и в патентном бюро библиотеки конгресса США запатентовал все семейные трюки. Теперь, кроме нашей династии, никто в мире их не делает.
– Дедушка ваш, Алексей Алексеевич Артемьев, тоже цирковой артист?
– Да, он родом из Иваново, с детства ходил в цирковую студию, там познакомился с будущим народным артистом Владимиром Александровичем Волжанским, знаменитым канатоходцем, они вместе занимались эквилибристикой. У деда феноменально работал вестибулярный аппарат, отсюда был идеальный баланс – он стоял на проволоке, как на земле. Дед поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, в 1939 году выпустился с номером «Русские пляски на проволоке» – он выполнял на проволоке традиционные элементы русских танцев и работал без баланса. А ещё у него был авторский трюк «Лопен-де-лоп»: артист доходит до середины, потом металлическим специальным крюком цепляется за проволоку и начинает делать обороты вокруг неё.
...и переплыл Керченский пролив
– А потом была война. Дедушка служил?
– Да, его призвали за год до начала войны, и получилось, что он прослужил с 1939 по 1945 гг. И всю войну носил с собой в вещмешке сборную проволоку, когда была возможность, натягивал её между деревьями и репетировал, чтобы не потерять форму. У него были и ранения, и контузия. Был в Керчи, когда наши войска отступали, суда загружались настолько, что люди выпадали за борт – физически не было места. И тогда дед и ещё 24 солдата решили переплыть Керченский пролив. Чтобы сохранить тепло, они обмазались машинным маслом. Доплыли шестеро – самые спортивные, деду помогла цирковая подготовка. После войны он вернулся к работе.
– А бабушка чем занималась в военные годы?
– Работала в артистических бригадах, выезжала на фронт. А встретились они с дедушкой уже после войны, поженились и жили очень счастливо. Родились папа и дядя Лёня – вместе с родителями они гастролировали по всем циркам Советского Союза. И тоже стали цирковыми артистами. На пенсию бабушка ушла в 58 лет и поселилась в Ростове. А ушла почему: в одном из финальных трюков с раскрытием букв она должна была раскрутить катушку, та зажигалась лампочками и бабушка подбрасывала её под купол. Зрение у неё с возрастом село, и она эту катушку не увидела, та ударила её по голове, рассекла кожу. Бабушка поклонилась, ушла за кулисы и уже там потеряла сознание. После этого поняла, что работать, как раньше, не может.
– Для многих артистов выход на пенсию – трагедия, не все с этим справляются.
– Да, но бабушка приняла это спокойно. Она была очень весёлая, подвижная, легко сходилась с людьми и любила готовить. Наконец-то можно было расслабиться, печь пироги и приглашать домой гостей. Дедушка на пенсию ушёл позже – работал режиссёром в Ростовском цирке, несколько лет руководил народным цирком при Лендворце.
И невозможное возможно
– И ваши папа и дядя продолжили династию…
– Да, причём, достигли и своих высот. Дядя был очень умным человеком, имел несколько высших образований: и режиссёрское, и искусствоведческое, он придумывал трюки – это большая интеллектуальная работа. Когда дети ещё были маленькими, родители решили, чтобы сыновья не ругались, им дали в руки ремесло – дядя Лёня репетировал игру в диаболо, папа – проволоку. Потом папа выучился на отделении клоунады, а номер с проволокой оставил как запасной. На втором курсе училища его увидел клоун Карандаш (Михаил Румянцев), взял к себе в коллектив, партнёром в номер. Они проработали вместе несколько лет, потом папа пошёл в армию, а после армии уже работал сам. В 1989 году вышёл на пенсию, поступил в университет в Петербурге на режиссуру цирковых и театральных зрелищ, потом переселился в Ростов, потому что в середине 80-х познакомился с моей мамой Ольгой Синцовой. Она художник по костюмам, историк, тогда работала на комбинате Всероссийского музыкального общества.
– Вы сами работали на арене всего до 17 лет. Почему ушли?
– Вырос. Для акробатики я очень высокий, к тому же, хотелось получить высшее образование. И я поступил в университет культуры и искусств на менеджмент в сфере культуры. Десять лет проработал в Лендворце: был методистом, организатором, последние пять лет – главным художником. Мама научила меня всему, поставила руку. Десять лет назад её не стало, и я взял мастерские сценического костюма на себя. Ну, а сегодня я главный администратор в цирке.
– Но вы ещё пишете очерки об истории цирка, собираете цирковые предметы, занимаетесь краеведением и даже экскурсии проводите. Я была у вас на такой экскурсии, узнала, что цирк возник из древних верований – с помощью сложных трюков люди пытались обмануть духов и смерть. Мне кажется, что и сейчас сложный трюк, особенно акробатический – это игра на грани жизни и смерти.
– Это памятник победе человека над бытием. Хороший трюк требует больших усилий, даже неважно, акробатический он или какой-то другой, его исполнитель должен верить, что всё получится. Даже если все вокруг говорят «это невозможно». Есть, к примеру, такой клоун Артём Велькин, а у него есть совершенно потрясающий трюк: Артём балансирует на двух мягких шарах. Тяжело стоять на шаре, когда шар на шаре, почти невозможно. А если они ещё и приспущенные, это вообще что-то за гранью. Артёму и педагоги, и артисты говорили: не занимайся ерундой, это невозможно. В итоге, он единственный человек в мире, который исполняет этот трюк. Если ты веришь в свои силы, то всё получится – вот этому и учит зрителя цирк.
*Диаболо – игрушка для жонглирования в форме двух подобий конусов, соединённых между собой их вершинами, которая вращается, бросается и ловится посредством верёвки. Она привязана к двум палкам, которые играющий держит в обеих руках.