«И её изумрудные брови колосятся под знаком луны», «И целуй меня везде, 18 мне уже», «А глаза, что сулят наслаждение, голубые, как яйца дрозда» - многие перлы отечественной эстрады 90-х и начала нулевых уже давно стали крылатыми.
Набор бездумных фраз
Здесь вам и романтика городских улиц («Это не шутки, мы встретились в маршрутке»), и философские размышления о течении времени («Ведь сегодня завтра будет вчера, а ещё вчера сегодня было завтра»), и извечный конфликт интересов мужчины и женщины («О боже, какой мужчина. Я хочу от тебя сына. И я хочу от тебя дочку. И точка» против «И мне никого, блин, не надо, лишь бы ты ходила голая рядом»).
Поражают «глубиной смысла» и песни, номинированные на самую известную в стране, на минуточку, народную музыкальную премию «Золотой граммофон», которые по нескольку раз на дню крутят на одной из популярных русскоязычных радиостанций: «А ты такой красивый с бородой, в твои попала сети. А ты такой мужчина с бородой. Мечтаю о дуэте», «Имя любимое моё - твоё именно. Имя любимое моё. И непобедимая любовь моя, моя именно», «Николай, Николай, Николай, не смогу разлюбить твой ла-ли-ла-лай», «То в Мексике, то в "мерсике". А я на велике, чао, персики. Чао, у знакомого новый порш. А я доедаю старый борщ».
«Поэзия - это каторжный труд, а сегодня такое по радио крутят, что уши вянут: «малинки-блондинки», «муси-пуси», «джага-джага». Талантливые вещи, видите ли, неформат. А какой он, этот формат? Набор бездумных фраз! А где же тексты, что прямо из сердца идут? Где вымысел, над которым слезами обольёшься? Но это естественно в нашем мире потребления. Современный мир прост: все зарабатывают «бабки», писать настоящие песни некогда», - считает Юрий Ремесник, донской поэт.
Скудная пища для ума
Убогость современных поп-хитов даже стала предметом научного исследования. Испанский учёный Мартин Харо из университета Помпеу Фабра в Барселоне проанализировал с помощью компьютера 500 тысяч песен, записанных с 1955-го по 2010 г. по всему миру, и пришёл к неутешительному выводу: музыка, созданная в последнее время, гораздо примитивнее, чем та, которую слушали в пятидесятые - восьмидесятые годы прошлого столетия. Согласно исследованию, современные мелодии, как правило, незатейливы и похожи друг на друга. В них меньше аккордов, и переходы от одной темы к другой тоже не отличаются разнообразием. Но при этом современные композиции сильнее бьют по ушам, поскольку на студиях звукозаписи нарочно «накручивают» громкость, чтобы привлечь внимание. Больше-то привлечь и нечем.
«К сожалению, и у композиторов отношение к творчеству стало другим: раньше писали по вдохновению, а сейчас каждая нота стоит денег. Говорят, музыка - это пища для ума и сердца. Но смысл этой пищи совсем другой. Из-за её низкого качества страдает духовное здоровье человека. Если мелодия звучит лишь фоном, если не заставляет сопереживать, то грош ей цена. Не секрет, что музыкальный вкус публики говорит об общем уровне культуры. А наша эстрада и Интернет сегодня завалены мусором, ведь записать песню и выложить её в Сеть не умеет разве что ленивый: для этого совсем необязательно иметь музыкальное образование. Любую мелодию на студии аранжируют и доведут до ума. А уж раскрутить за деньги можно всё что угодно, - говорит Игорь Левин, заслуженный деятель искусств РФ, известный композитор, главный дирижёр Ростовского цирка. - Для меня всегда было эталоном высокого искусства творчество Микаэла Таривердиева. Но эта музыка сегодня уже не «в тренде». А чтобы в него попасть, нужны «бабки». Вот несколько лет назад умерла Толкунова, но её не было слышно ещё с 90-х годов. Разве она всё это время не пела? Пела, просто не хотела платить за свои эфиры…»