«В нашем обществе чудовищно поменялись ценности. Во главе угла - деньги. В итоге всё больше людей стремятся не создавать что-то, а лишь иметь. Быть не творцами, а обладателями. Идеалом для молодых становится, говоря грубо, вор, который украл много денег, но которого не поймали», - с горечью говорит главный балетмейстер Ростовского музтеатра, в прошлом - солист Большого театра, а в 1998-2000 гг. худрук балетной труппы Большого, народный артист России Алексей ФАДЕЕЧЕВ.
А на это накладывается упавший уровень образования, незавидные зарплаты в сфере культуры.
Об этом и о том, как живётся Фадеечеву в Ростове, мы и разговорились. Тем более, что в последнее время ростовский балет дал несколько поводов заговорить о себе. В сентябре на гастролях в Москве ростовчане впервые показали не только оперу и оперетту, но и два балетных спектакля - «Гамлет» и «Драма на охоте». Во-вторых, на днях наша балетная труппа впервые уедет в настолько продолжительные зарубежные гастроли по Европе и Америке. Вернётся лишь в марте. Но уже в мае труппа планирует показать премьеру - на этот раз детского балетного спектакля. А в начале будущего сезона - «нечто более, чем необычное» - авангардный балет «Анна Каренина».
«Профессия танцовщика умирает»
- Алексей Николаевич, на пресс-конференции, посвящённой итогам московских гастролей, худрук театра Вячеслав Кущёв рассказал: за последние годы ростовский балет объехал с гастролями полмира. Но против выступления в Москве вы прежде возражали. И вот впервые дали согласие. Почему так?
- Почему? Во-первых, за последние годы повысилось исполнительское мастерство труппы. Ведь наша труппа очень молодая, в этом году ей исполняется 11 лет. Балет в Большом театре существует, для сравнения, больше 200 лет. 11 лет назад не было и хореографического отделения в Ростовском училище. К нам приезжали люди из разных балетных школ, разных трупп. Ростовский балет был похож на ребёнка, который только начинает ходить. Вторая причина, почему я возражал против гастролей в Москве, - в нашем репертуаре были классические спектакли. А Москва - пресыщенный балетными зрелищами город. Показывать то, что там уже видели, но при этом в худшем исполнении, было нецелесообразно. Сейчас же у нас есть эксклюзив (Написанных балетов «Гамлет» и «Драма на охоте» нет. Музыку для обоих в Ростовском музтеатре собрали из разных произведений, в первом случае, Шостаковича, во втором - Чайковского. Например, в «Драме на охоте», кроме музыки Чайковского, звучат аргентинское танго и цыганские песни. - Авт.). То есть мы показали то, чего в Москве никогда не видели! Я вполне доволен реакцией публики, критики. Ведь после спектакля спрашивали: «А оркестр играл московский?» Многим в Москве, увы, тяжело себе представить, что где-то в провинции может хорошо играть оркестр, могут быть хорошие танцовщики...
- Зато теперь, говорят, из-за удачных гастролей мы можем потерять кого-то из солистов балета...
- Я очень надеюсь, что это только слухи. Хотя театры - и это не секрет, гоняются за хорошими артистами. А у нас уже есть хорошие танцовщики - Олег Сальцев, Альберт Загретдинов, Дмитрий Хамидуллин, Елизавета Мислер и другие.
- Одна из бед, терзающих отечественную сферу культуры, - низкие зарплаты. А как живут артисты ростовского балета?
- Ну, конечно, тяжело. Век артиста балета 20 лет. Зарплаты невелики. Человек не может на неё купить себе квартиру. С трудом, только если будет голодать, сможет купить подержанную машину. А они ж молодые люди. Им хочется и одеться, показать себя. Хочется и отложить на будущее. Вместе с тем, у многих уже есть семьи, дети. Многие ребята подрабатывают - в свободное время выступают в ресторанах, на каких-то мероприятиях. И, если это не мешает основной работе, как я могу их за это осуждать?
Правда и то, что Ростовский музтеатр пытается, по мере своих возможностей, помогать. В нашей балетной труппе много неростовчан. Театр снимает им квартиры или выделяет общежитие. И это уже большое подспорье.
Хотя, если говорить откровенно, проблема сейчас не только в маленьких зарплатах, но и вообще в отсутствии государственной политики в сфере культуры. События культуры на большинстве телеканалов почти не освещаются. Раньше вся страна знала великих танцовщиков. Сейчас - лишь пару скандальных персоналий. Прежде смотрели по ТВ театральные передачи. Сейчас смотрят сериалы про убийства. Об этом можно долго говорить... Дошло до того, что профессия мужчины-танцовщика в России исчезает. Когда я учился в Московском хореографическом училище, туда ежегодно набирали 40 - 50 мальчиков. Сейчас с трудом 10. На всём хореографическом отделении ростовского училища - 3 мальчика. Причины - перспектива небольших зарплат, падение престижа профессии, зачем-то отменённая отсрочка от армии для артистов балета, и т.д.
Неизвестный «Гамлет»
- В балете «Гамлет» над сценой зрителям показывают бегущую строку текста - описывается сюжетное действие. Вы обмолвились: сделали это потому, что далеко не все зрители знают сюжет этой шекспировской трагедии.
- Увы, да! (очень эмоционально). Я ввёл эту строку исключительно для ликвидации безграмотности (с горечью усмехается). И, кстати, немало зрителей говорят мне спасибо: мол, иначе мы бы ничего не поняли. Уровень образованности упал. А среди молодёжи он чудовищный. Я периодически во время спектакля сажусь в зрительный зал - хочу услышать мнение людей. Недавно сидел на балете «Ромео и Джульетта». Сзади - две девочки лет 16-17. Так вот, в конце спектакля одна другой с удивлением говорит: «Слушай, оказывается, Ромео и Джульетта умерли». И подобных примеров масса.
- Вы говорите: российский балет в большом долгу перед детьми...
- Да, потому что детских балетных спектаклей мало. В ростовском театре их нет, за исключением «Щелкунчика». Но это спектакль лишь отчасти детский. Поэтому мы и хотим поставить детский балет «Белоснежка и семь гномов» - он очень красивый, понятный, весёлый.
- В чём будет авангардность балета «Анна Каренина», который театр планирует показать в будущем сезоне?
- Мы пригласили режиссёром этого балета известного норвежского хореографа танцев модерн Тэда Ката. Он ставит более чем необычные спектакли - где действо долго идёт под монотонный звук - скажем, шипение. Или артисты подолгу стоят в изогнутых позах. Боюсь одного: зрители придут на премьеру и больше не появятся (улыбается).
«Я - человек прошлого»
- Вы взялись руководить ростовской балетной труппой без малого семь лет назад. Многие до сих пор недоумевают, зачем. Ведь ваша семья живёт под Москвой, а в Ростове вы вынуждены проводить по 6 месяцев в году.
- Знаете, было так. В конце 2004 года мне позвонил Вячеслав Митрофанович Кущёв. А меня незадолго пригласили год поработать в Японии, я сомневался. Год в Японии - это страшная скучища. Вячеслав Митрофанович говорил: мол, не могли бы вы поставить балет «Дон Кихот» в Ростове? Я отвечал, как типичный москвич: «А что, есть такой город Ростов? И там есть балет?» Он: «Да-да, приезжайте». Я приехал в Ростов, поставил «Дон Кихота», и выяснилась удивительная вещь. Оказалось, под Шахтами после войны сидел в трудовом лагере мой дед. Потом в Ростове обнаружилась одна из ветвей нашей семьи, я нашёл здесь родственников. Словом, приехать в Ростов, видимо, было моей судьбой. А позже Вячеслав Митрофанович убедил возглавить труппу.
- Верите в судьбу?
- А вы нет? Ряд жизненных обстоятельств убедили меня, что она есть.
- Как проводите досуг в Ростове?
- Я не любитель вечеринок. Читаю, иногда смотрю телевизор. Интернет - не моё, я человек прошлого. Много гуляю по городу. Я толстый, надо худеть. Гуляю, конечно, чаще в центре - по той же Пушкинской. Она, к слову, стала много лучше после того, как на ней запретили пить пиво. Потому что прежде она вся была в пустых пивных бутылках и в нетрезвых детях, которые матерились на всю округу.
Ещё часто брожу по Центральному рынку. Обнаружил там очень вкусную вещь - щучью икру, часто её покупаю. Весной накупил там семян для своего огорода в Подмосковье. Насажал редиски, морковки, свёклы, кабачков, всякой зелени - кинзы, петрушки и прочего. Всё выросло!