aif.ru counter
190

«Невозможного нет». Как художница, не признанная в Ростове, покорила Лондон

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ на Дону" 11/09/2019 Сюжет Главные новости Ростовской области
По образованию Надежда Волкова журналист, после газеты ушла в галерею, готовила выставки, была куратором, но так чтобы встать за мольберт - даже не думала.
По образованию Надежда Волкова журналист, после газеты ушла в галерею, готовила выставки, была куратором, но так чтобы встать за мольберт - даже не думала. © / Надежда Волкова / Из личного архива

Надежде Волковой отказали в выставке её работ в одной из художественных галерей Ростова, зато с удовольствием взяли на показ в Лондоне. Впрочем, ростовчанка не обижается - такой у неё характер. Прежде чем самой стать писать картины, она десять лет проработала журналистом и писала статьи о ростовских художниках. Так бы, возможно, всё и оставалось бы, если бы не случайный разговор в очереди.

Надежда живёт в частном доме в районе улицы Портовой донской столицы. Дом - условно дом, скорее студия, приспособленная для жизни. С одной стороны - коврики для йоги и китайский столик для чайных церемоний, с другой - мольберт, кисти, пастель и работы на стенах.

Живопись у Волковой необычная - это наив и символизм, которые сегодня очень популярны. В каждой работе мысль - вот ребёнок ломает часы, или женщина борется со своими внутренними страхами, или человек вдруг встретил свою тень. Есть философская серия, которая Наде приснилась, привиделась, пришла сама. Одним словом, работы интересны и обывателю, и профессионалам. Последние говорят, что у Волковой талант и своя манера.

О том, как становятся художниками, Надежда Волкова рассказала «АиФ на Дону».

Всё изменил разговор в очереди

Светлана Ломакина, «АиФ на Дону»: Вы учились живописи?

Надежда Волкова: На худграфе - нет. Уже в зрелом возрасте брала уроки у профессиональных художников. Хотя, когда была маленькая, очень любила рисовать. Но я и писала неплохо, поэтому после школы решила поступать на журфак. Поступила, но помимо этого приходила к подружке в гости, она поступала в худ­училище имени Грекова и мы вместе готовились к её вступительным экзаменам, рисовали постановочные натюрморты. Мне было 16 лет. Затем моё рисование само собой сошло на нет. Хотя так или иначе я пересекалась с художниками всю жизнь. Писала о них, когда работала журналистом, после ушла в галерею, готовила выставки, была куратором, но так чтобы встать за мольберт - нет, даже не думала.

Да, всё это образовывалось само собой. Я начала заниматься йогой, потом стала обучать других - люди потянулись сами. Йога стала моей работой, хотя, наверное, сложно называть работой то, что приносит удовольствие. Я начала много читать психологической литературы, специальной, научилась слушать себя и Вселенную, которая разговаривает с нами через других людей...

Надежда Волкова: Йога стала моей работой, хотя, наверное, сложно называть работой то, что приносит удовольствие.
Надежда Волкова: иога стала моей работой, хотя, наверное, сложно называть работой то, что приносит удовольствие. Фото: Из личного архива Надежды Волковой

- И вот однажды эта Вселенная направила к вам женщину...

- Да, я стояла в очереди в продуктовом магазине, кассир долго не могла справиться с аппаратом, люди заскучали, и вдруг ко мне поворачивается женщина и говорит: «Я художница, только вернулась с пленэра. Это потрясающе. А вы не пробовали рисовать?». Из магазина я уже уходила другой - получила некий инсайд, озарение. Я же рисовала! И действительно, когда сидела за мольбертом, мир мой переворачивался. На следующий день я позвонила одному очень мощному художнику Вадиму Махницкому и напросилась к нему в ученицы. Почувствовала, что все пазлы сложились - и я наконец-то нашла своё призвание. За пять лет набралось столько работ, что уже можно было выставляться.

- Но я читала в соцсетях, что ростовские галеристы вас не очень-то жаловали?

- Не могу сказать так резко. Несколько выставок всё-таки состоялось. В арт-кафе «Ложка», «Циферблате», на «Арт-Ростове», потом в галерее «Ростов» участвовала вместе с другими ростовчанами в выставке «Счастье просто жить», и осенью 2017 года была выставка в Музее краеведения. Не выставили меня в Публичной библиотеке - долго шли переговоры, а потом сказали, что они меня не знают. Ещё в одной галерее сослались на то, что всё расписано на месяцы вперёд, я со своими работами не могу войти в их график и не соответствую их концепции.

Двери закрываются. И открываются

- Было обидно?

- Конечно, было обидно, я расстроилась до слёз. Потому что серия, которую я хотела показать людям, казалась мне довольно необычной, и знакомые художники её хвалили, а тут отказ. Но когда закрывается одна дверь, тут же открывается другая. У меня так и случилось. Работы я выложила в соцсети, поставила хэштеги на английском, и вдруг мне пишет из Лондона организатор FDS Young Desig­ner Awards 2018 (это фэшн-мероприятие, на котором молодые английские дизайнеры демонстрируют свои коллекции одежды): «Нам понравились ваши работы, хотели бы пригласить вас к нам на выставку, пришлите свою биографию...»

Живопись у Волковой необычная - это наив и символизм, которые сегодня очень популярны.
Живопись у Волковой необычная - это наив и символизм, которые сегодня очень популярны. Фото: Из личного архива Надежды Волковой

Я, конечно, обрадовалась. В тот момент после отказа галереи прочесть это было очень важно. Отослала резюме, но не думала, что дело закончится чем-то стоящим - художников тысячи. Но всё получилось: и приглашение, и виза, и билеты, которые мне стоили совсем небольших денег. Это была судьба. Я прилетела в Лондон. Показ и выставка проходили в центре, в отеле «Пуллман». Это было закрытое мероприятие, билеты на него стоили прилично даже для Лондона - сто фунтов, поэтому там были в основном специалисты из мира моды. Однако я познакомилась с интереснейшими людьми, дала серию интервью, рассказывала о нашем городе и России местным блогерам. В тот приезд я обзавелась знакомствами, меня запомнили, и в этом году кураторы приглашают снова. Теперь это будет более открытый фэшн-показ в восточной части Лондона Fashion and Art at the Hackney Attic. Там соберутся художники, поэты, музыканты, и будет больше возможностей для налаживания культурных связей.

- Я представляю, как после Лондона вы возвращаетесь в Ростов, сюда, на улицу Демьяна Бедного, и...

- И рисую. Путешествие дало мне сильный эмоциональный толчок. Родилась новая серия, уже с другим настроением.

- Я где-то читала, что Россия с Францией похожи тем, что для художника в России и Франции быть услышанными можно только в столицах. Даже если ты живёшь в сказочном Марселе, там у тебя ничего не будут покупать - надо ехать в Париж. Может, и вам в Москву надо?

- Я люблю Москву, часто там бывала. Но после выставки в Лондоне поняла, что хочу показывать свои работы за рубежом: в Париже, Риме, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе... Понимаю, что надо ещё расти, но в то же время понимаю, что сегодня, благодаря Интернету, в мире нет ничего невозможного. И если у тебя есть цель, правильно сформулированная задача, и ты что-то делаешь, идёшь к этой цели, Вселенная тебя услышит и даст шанс, твоё дело им воспользоваться.

Надежда Волкова: я просто зарисовала свой сон, ничего особенного не добавляя. Фото: Из личного архива Надежды Волковой

Рыба из сна

- Надежда, какие-то работы у вас покупают?

- Да, конечно. Очень популярной оказалась серия с летающими рыбами, я делала на заказ несколько повторов. Эти рыбы родились после возвращения из Лондона. А олень и рыба, лежащие на красной кухне - приснились, я просто зарисовала свой сон, ничего особенного не добавляя. А люди уже вкладывают в мои работы свой смысл. Именно поэтому мне нравятся выставки. Когда я вижу, что человек стоит у моей картины, мне интересно, что он в ней видит. И часто зрители рассказывают то, чего я туда совсем не вкладывала, что-то своё. Живое, тревожащее, наболевшее - людям нужно выговориться, а я, слушая их, понимаю, что раз этот человек в эту минуту оказался у моей работы, и она тронула его, перевернула, значит, уже я написала её не зря, вне зависимости от того, купит он эту картину или нет.

- Говорят, что психологи доказали: художник, действительно, должен быть голодным. Трудности стимулируют творческую энергию. А как только тебе принесли хлеб с красной икрой, так всё - пошли штампы...

- Я не думаю, что художник должен быть голодным. Понятно, что есть и такое мнение. Но мне кажется, что сегодня жизнь устроена по-другому, в ней больше возможностей. А ещё в ней важны впечатления, развитие, общение, встречи. Раньше не было такого уровня коммуникаций, не так остро стояла задача быть вписанным в социальную жизнь. Сегодня же это 90% успеха. И для этого тоже нужны деньги. Получается, что тебя узнают, когда у тебя есть возможность куда-то выехать и ты выезжаешь, если тебя узнают. Поэтому голод теперь не соратник - он лишает художника многих возможностей.

 
Олень и рыба из сна Надежды Волковой.
Олень и рыба из сна Надежды Волковой. Фото: Коллаж АиФ-Ростов
Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество