Казачий ансамбль «Дон-батюшка» Ростовского казачьего округа Союза казаков-воинов России и зарубежья был создан в 2014 году как самодеятельный коллектив. Его бессменный руководитель – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, подъесаул и потомственный казак Михаил Водяхин.
В этом году Михаил отметил полувековой юбилей. При этом три десятка лет ростовчанин профессионально занимается музыкой. А обучаться нотной грамоте начал с раннего детства, в девять лет уже отлично играл на баяне, позже освоил фортепиано и гитару. Михаил – мультиинструменталист. А ещё он автор и исполнитель собственных песен.
Мелодия с подголоском
Вся жизнь нашего талантливого земляка неразрывно связана с музыкой, сейчас он возглавляет детскую школу искусств № 8 имени Д. Д. Шостаковича. Но несмотря на высокую занятость, успешную реализацию в семье и профессиональной сфере, он всегда находит время для репетиций. В «Дон-батюшку» может прийти любой желающий, если песни требует душа.
Занимаются самодеятельные артисты в Первомайском районе Ростова, репетиции проходят трижды в неделю.
«В составе нашего ансамбля – непрофессиональные музыканты, это казаки и казачки, объединённые идеей сохранения и популяризации традиционной казачьей народной песни, казачьего уклада, обычаев и обрядов», – подчеркнул Михаил Николаевич.
Не так важно, чтобы вокалист попадал в ноты идеально. Казачьи песни, поясняет руководитель ансамбля, не поют. Их играют! Это особый термин, в полной мере отражающий роль песенной культуры в жизни донских казаков. Тут главное дух, артистизм, чувство внутренней свободы, молодецкая удаль и задор. Казачья песня – это вызов, который бросают друг другу исполнители, и обязательно – с театрализацией.
«В любительском коллективе занимается около двух десятков человек, как женщины, так и мужчины. Есть и молодёжь. Радует, что традиции наших далёких предков интересны новому поколению», – рассказывает руководитель.
Джаз отдыхает
Чтобы хорошо исполнить казачью народную, нужно понимать, о чём она. Это те бескрайние просторы, которые открываются взору каждого жителя донских степей. Это тоска по родине, когда казак убыл на чужбину. Или плач женщины, которая ждёт мужа-защитника домой.
«В репертуаре казаков Дона много протяжных композиций. Если изучить пятитомник известного исследователя, собирателя фольклора Александра Листопадова, то почти две трети всех записанных песен – протяжные, многоголосые баллады, былины», – поясняет Михаил Водяхин.
Также были популярны походные и строевые песни. И самые любимые – гулебные и плясовые. Такие и сейчас то и дело просят сыграть на концертах.
Михаил Николаевич не просто исполняет казачьи песни. Он и сам занимается собиранием фольклора, изучает этнографические записи, лично беседует с первичными носителями традиций в донских глубинках. Например, недавно выезжал в хутор Ёлкин в Багаевском районе Ростовской области.
«Некоторые композиции такие, что отдыхает даже джаз! А иногда ритмика напоминает пеший ход или бег коня – рысь, галоп, – делится потомственный казак. – В каждой станице, хуторе или слободе даже одну и ту же песню жители могут исполнять по-своему. И нельзя сказать, что кто-то поёт неправильно. Всегда есть место для импровизации».
И хотя казачьи песни столь сложны с точки зрения музыкальной грамоты, они близки по духу не только нашим землякам. Жители абсолютно разных регионов могут найти в плясовых и строевых что-то своё – родное, близкое и понятное. В этих композициях есть правда, в них – история великой державы, её битв и сражений, ратных подвигов героев.
Первый муниципальный
Помимо самодеятельного ансамбля «Дон-батюшка», Михаил Николаевич руководит ещё одним коллективом. Это казачий ансамбль «Ростов-Дон», который был создан по решению главы администрации Ростова. Кстати, первый в Ростове-на-Дону муниципальный концертный казачий коллектив.
Он совсем молодой, официальный день рождения отмечает в марте 2022 года. А впервые своё творчество артисты представили широкой публике год назад, в День города. В составе ансамбля – уже профессиональные исполнители, выпускники профильных учебных заведений. Всего 12 человек. Но главное, что это люди, для которых народная песня стала неотъемлемой частью жизни.
Артисты не только поют, но и танцуют, играют на музыкальных инструментах. Занимаются они на базе Городского дома творчества на улице Темерницкой. В репертуаре – большое количество патриотических композиций.
«Задачи нашего коллектива – это возрождение, сохранение и развитие самобытной культуры российского казачества, воспитание у подрастающего поколения любви к родине, её истории и достижениям. Можно смело сказать, что мы стали визитной карточкой Ростова-на-Дону!» – рассказал руководитель.
Выступает ансамбль не только со старинными казачьими былинами-балладами (такие могут исполняться под аккомпанемент или вовсе а капелла), но и современными стилизованными хитами. Они, отмечает Михаил Водяхин, отлично подходят для знакомства молодёжи с народной песней.
За веру, Дон и отечество!
Сам же Михаил Николаевич с юного возраста проявлял большой интерес к казачьей культуре. Его молодые годы пришлись как раз на эпоху возрождения казачества на Дону.
Всё больше вникая в историю собственной семьи, музыкант и фольклорист узнал, что он является потомственным донским казаком. А свой талант, кстати, унаследовал от деда.
С 2003 года Михаил Водяхин состоит в реестре Всевеликого войска Донского, некоторое время занимал должность заместителя окружного атамана, много внимания уделял развитию и популяризации песенной казачьей культуры.
«Я казаком был и остаюсь! Мы не говорим о таких архаичных понятиях, как умение держаться в седле или рубить шашкой. Это только внешняя оболочка. Быть казаком – значит преданно служить выбранному делу и своему народу, на совесть выполнять свои обязательства. За веру, Дон и отечество!» – подчёркивает Михаил Николаевич.
Именно в казачьей культуре можно найти принципы настоящей демократии, когда каждый станичник мог выйти на главную площадь и открыто высказать своё мнение: «любо!» или «не любо!». Там, рассказывает Михаил Водяхин, принимались ключевые решения в жизни хутора или станицы. И не было никаких альтернативных вариантов, всё происходило чётко и ясно.
«Изучая фольклорные тексты, мы видим, что у казаков даже не было в речи среднего рода. Оружие называли «оружия», солнце – «солнца». Основа демократии – возможность прямо говорить о своём отношении. Это простая, логичная и важная составляющая!» – рассказывает потомственный казак.
Жить по совести, беречь историческое и культурное наследие своих предков Михаил Николаевич учит и детей. Его сыну Сергею – 15 лет, а дочери Любе недавно исполнилось десять. Брат с сестрой уже несколько лет занимаются музыкой, особенно интересуются фольклорным и народным пением.
Кстати, есть у Михаила Водяхина и творческий проект
для детей – организация детского ансамбля-спутника муниципального концертного казачьего коллектива «Ростов-Дон»
Солирует и супруга Галина. Кстати, семейный квартет не раз приглашали поучаствовать в популярных телевизионных шоу. Такая дружная и артистичная ячейка общества – яркий пример для многих наших земляков.