Книги хранят память поколений, живших до нас. Особой темой для русского человека стала литература времен Второй мировой войны, отражающая боль и страх, волю и героизм поколения. Литература хранит историю всего народа, создавая образ солдата-победителя, превозмогающего все трудности ведения боевых действий — потерю друзей и близких, ранения и тот самый окопный быт, так отчетливо и ярко переданный Советскими писателями.
В преддверии восьмидесятилетия победы в Великой отечественной войне Rostov.aif.ru побеседовал со Светланой Калашниковой: с кандидатом филологических наук, преподавателем мы поговорили о военной литературе, её роли в воспитании молодежи, а также о разной подаче темы войны в нашей и западной культуре.
Меняется риторика
В литературе о Великой Отечественной Войне есть несколько этапов становления. Первый — это литература начала войны, имеющая сильные лозунги и крайнюю неприязнь к врагу. К примеру, это «Наука Ненавидеть» нашего земляка Михаила Шолохова, выпущенная в 1942 году на первую годовщину начала Великой Отечественной. Произведение рассказывает об изменении сознания советского солдата в ходе войны, о зверствах солдат Вермахта и отношении к пленным немцам.

После начала наступления советских войск по всей линии боевого соприкосновения литература приобретает все более рефлексирующих характер, как пример — изменение риторики в поэме Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга про бойца».
В послевоенные годы произошел настоящий литературный прорыв на тему Великой Отечественной — это произведения «Щит и Меч» Кожевникова, «Судьба человека» Шолохова, «Завтра была война» Васильева, а также развитие «лейтенантской прозы», начавшееся с «В окопах Сталинграда» Некрасова. После пошла так называемая интимизация войны и окопной правды. Изменилась и фронтовая лирика — от «Священной войны» до произведений Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
«Я — девочка с хорошим советским военно-патриотическим воспитанием», — с юмором комментирует Светлана. — И для меня все эти темы — сердечные, это мои внутренние ощущения. Когда я прохожу по Пушкинской (улица в центре Ростова — прим. ред.) и слышу, что кто-то играет военные песни времен Великой Отечественной, я останавливаюсь и подпеваю«, — пояснила донской филолог.
«Они просто все сдали»
На вопрос о лучших книгах про Великую Отечественную для военно-патриотического воспитания молодёжи доцент кафедры отечественной и западной литературы ЮФУ Светлана Калашникова выделила следующие произведения:
«На меня очень сильно повлияла книга Бориса Полевого „Повесть о настоящем человеке“ о летчике Алексее Маресьеве, оставшемся без ног, но не потерявшем надежду вновь оказаться в небе. „Щит и Меч“ Вадима Кожевникова — о советском разведчике Александре Белове. Особая тема для меня — это песенная поэзия Великой Отечественной войны, которая заставляет всю военную литературу звучать внутри. Это и „Темная ночь“, и „Соловьи“, и „Жди меня“ и многие-многие другие».
Советская литература о Второй мировой не похожа на литературу других стран. Это видно невооруженным взглядом. Литература военной Франции — пораженческая и наполненная декадентством, как и литература послевоенной Германии. При этом литература стран Восточного Блока наполнена жизнелюбием и юмором, будь то «Четыре танкиста и собака» Януша Пшимановского или же крайне трагичное произведение «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика, убитого в берлинской тюрьме.
«У них была другая война. Они просто все сдали», — комментирует Светлана Калашникова стиль западной прозы того времени.
Со Светланой Михайловной невозможно не согласиться, так как и литература и кинофильмы, выпущенные в Советском Союзе и России, крайне разнятся с произведениями той же военной тематики в западных странах. Лейтмотивами в американских произведениях идут две темы — атака на «Перл Харбор» и операция «Оверлорд» (высадка союзных войск на береге Нормандии), во Франции — борьба сопротивления, в Англии — тема континентальной блокады.
При этом в Советском Союзе темы войны и человека в условиях военного времени раскрыты намного лучше — это и взросление подростка Флёры на территории оккупированной Белоруссии в «Иди и смотри» (1985, реж. Элем Климов), и героический подвиги лётчиков, сражающихся на воздушном пространстве над блокадным Ленинградом в «Балтийском небе» (1960, реж. Владимир Венгеров), самоотверженность и героизм солдат в «Брестской крепости» (2010, реж. Александр Котт), и, конечно же, восстановление мирной жизни сразу после завершения войны в «Александре Маленьком» (1981, реж. Владимир Фокин).
Круг тем военной литературы и кинофильмов о Второй мировой в России намного шире, нежели в других странах. Наш народ перенес великое горе перед безоговорочной победой над захватчиками, наши солдаты ежедневно видели смерть и не боялись умереть ради будущей счастливой жизни новых поколений. Советские солдаты дали шанс всему миру на чистое небо над головой. И пока мы живы — их подвиг никогда не будет забыт.
Запад через свои художественные произведения пытается выставить советского солдата в нелицеприятном виде, а своих людей — героями. Но благодаря произведениям советских авторов, рассказам, написанным кровью и болью в окопах и блиндажах под аккомпанемент артиллерийской канонады, ни у кого не получится стереть ту страшную цену победы над фашизмом — миллионы жизней советских граждан. И как тут не вспомнить слова доктора филологических наук Дмитрия Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа». И наша совесть чиста!