Зачем нужен «Платон»
Начнём с того, откуда такое имя – «Платон». По словам коммерческого директора компании-оператора Антона Замкова, название происходит от сочетания «плати за тонну».
Центры, подобные ростовскому, появятся ещё в Новошахтинске, Донецке и Весело-Вознесеновке Неклиновского района. Они приблизят грузоперевозчиков к системе обслуживания «Платон», которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн по дорогам федерального значения общего пользования.
Старт дан
«Платон» заработал с ноля часов 15 ноября 2015 года. На ближайшие три с половиной месяца тариф за один километр для большегурзов установлен в размере 1 рубль 53 копейки.
Деньги придётся вносить авансом перед каждой поездкой, а маршрут движения водители фуры или транспортные компании будут обязаны согласовывать с авторизованным Минтрансом единым оператором (читай – «Платоном»).
Расчёт платы будет производиться двумя способами – с помощью разовой маршрутной карты или на специальном бортовом устройстве. Это модемы, которые визуально похожи на видеорегистраторы. Выдаются они всем желающим совершенно бесплатно. За машиной с таким устройством ведётся постоянный мониторинг по системе ГЛОНАСС.
Как всё работает
Грузоперевозчик должен зарегистрироваться на официальном сайте «Платона», создать личный кабинет и оформить маршрутную карту. На ней он должен указать дату поездки, начало и конец пути с точным адресом, а также может обозначить несколько промежуточных точек.
Маршрутная карта выдается на один месяц. В случае форс-мажорных обстоятельств, связанных с изменением рейса, дальнобойщик может внести в нее изменения через личный кабинет или позвонив по телефону на горячую линию центра «Платон». Можно также приостановить действие карты.
Кто не успевает зарегистрироваться в системе к началу её работы, могут воспользоваться разовыми проездными документами.
Цена вопроса
Ранее, как сообщал «АиФ-Ростов», планировалось, что стоимость оплаты за один километр проезда составит 3,73 рубля. Дальнобойщики всей страны выступили против таких поборов и заявили о намерении присоединиться к всероссийской акции протеста.
Но, недолго думая, правительство страны пошло на встречу водителям большегрузов и снизило расценки от планируемых более, чем в два раза. Правда, только до 1 марта 2016 года.
«Это самый низкий тариф среди аналогичных в Европе, - сообщил глава Минтранса России Максим Соколов на презентации ростовского центра «Платон». – К примеру, в Германии эта ставка доходит до 0,49 евро, что по сегодняшнему курсу составляет примерно 25 рублей за километр».
В дальнейшем российские власти планируют пересмотреть стоимость тарифа в сторону увеличения. До 2018 года он будет рассчитан по новому коэффициенту 0,82. Таким образом, со временем стоимость проезда по федеральным трассам составит 3,06 рубля за километр.
Для нарушителей, которые не пожелают или не смогут оплатить проезд большегрузных автомобилей, предусмотрены штрафы: 5000 рублей с физического лица и до одного миллиона с компании-перевозчика.
Кто-нибудь рад?
Справедливости ради нужно сказать, что не все россияне, не все жители ростовской области и даже не все автомобилисты огорчились нововведениям – появлению «Платона» и повышению тарифа за проезд по федеральным дорогам.
Вот что рассказал «АиФ-Ростов» председатель волгодонского городского общественного движения «За права автомобилистов» Виталий Глебко:
«Идея внедрения системы в целом здравая. С точки зрения водителя легкового автомобиля, по нашим дорогам едешь, как по бетонной колее, – настолько она продавлена грузовиками. Понятно, именно большегрузы наносят значительный урон покрытию магистралей. Скажем так: разбитые дороги – это напрямую продукт их деятельности. А платить – и водителям легковых машин, и грузовых, приходится одинаково. Повышение платы за пользование дорогами для водителей фур, если плата адекватная – справедливо».
У каждого – своя правда
К сожалению, как отмечает Виталий Глебко и другие автомобилисты, система взимания тарифов была непрозрачна, а новая схема не сразу заработает. Кроме того, 1 рубль повышения тарифа приведёт к росту цен не меньше, чем на 10 рублей. И виновны в этом повышении будут уже перевозчики.
Словом, у каждого – своя правда. В любом случае, повышение платы за проезд должно гарантировать водителям соответствующего качества дорожного покрытия и обслуживания федеральных магистралей. Чтобы деньги всё-таки шли на дороги, а не на деревню Платону.