Депутаты Госдумы планируют в ближайшее время принять поправки к закону об ОСАГО: теперь, если вы попали в аварию не по своей вине, автомобиль вам отремонтирует страховая компания, что гораздо выгоднее и удобнее, чем денежная выплата.
Водители давно ждут таких изменений. Но «круглый стол», который недавно прошёл в Госдуме, показал: многие депутаты продолжают вставлять этой реформе палки в колёса. Только вопрос: в чьих интересах?
Долой посредников
По задумке натуральное возмещение уберёт из связки страховая компания - автомобилист посредников, которые то и дело вклиниваются, перекупают у водителей за копейки права требования. Во время всё того же «круглого стола» привели такие цифры: по итогам 2016 года размер выплат по ОСАГО, которые произведут страховые компании в адрес так называемых автоюристов, вырастет до 25 млрд рублей. Годом раньше мошенники взяли 18 млрд. Представьте: счёт идёт на десятки миллиардов!
При этом сами автомобилисты поддержали замену денежной компенсации натуральным возмещением. Проще говоря, попал в аварию не по своей вине - машину отремонтируют на станции техобслуживания. Не нужно ждать выплаты денег (процесс временами затягивается), да и суммы не всех устраивают. Владельцам подержанных машин делают расчёт с учётом износа, а в автомастерских ставят новые запчасти, и ремонт обходится гораздо дороже. Обсуждаемый вариант закона об ОСАГО чётко трактует этот момент: все издержки за счёт страховой компании, как и устранение всех недостатков.
По данным социологического холдинга РОМИР, без малого половина автомобилистов предпочитают ремонт в надёжной станции техобслуживания под контролем страховщика, чем денежную компенсацию.
Ни полиса, ни денег
Изменения в закон об «автогражданке» обсуждаются давно. В апреле 2016-го Президент России Владимир Путин поручил всем заинтересованным министерствам разработать новый документ. Минфин и Центробанк при активном участии РСА подготовили законопроект, который внесли в Госдуму ещё прошлой весной. Но приняли его в первом чтении лишь в декабре. И, судя по всему, некоторые политики намерены затягивать этот процесс и дальше.
Участники страхового рынка, как автомобилисты, так и страховщики, дожидаются «натурального» ОСАГО. Из-за мошенников рынок буквально трещит по швам, а разница между «собрали» и «выплатили» велика лишь на первый взгляд. Сама по себе финансовая система выплаты «автогражданки» устроена достаточно непросто: если страховку купили в 2016 году, то выплаты по договору возможны на протяжении последующих лет - и в 2016-м, и в 2017-м, и 2018-м, и даже позднее. Ведь существенная часть денег откладывается в резервы, контролируемые Центробанком, из которых и выплачивается возмещение.
По расчётам Национального агентства финансовых исследований, по итогам 2016 года рынок «автогражданки» уходит в глубокий минус. А тут ещё и автоюристы...
Если резервы пополнять нечем, то страховщики вынуждены урезать свой бизнес. Все уже знают, как это выглядит. Ещё недавно в некоторых регионах трудно было купить полис ОСАГО, поскольку страховщики терпели от него убытки.
Не хотелось бы ударяться в крайности. Тем более, что выход есть - речь о «натуральном» ОСАГО. Оно может быть не по нраву только мошенникам, которые лишаются автоматически такого жирного куска. Тогда почему отдельные депутаты де-факто защищают именно их, а не автовладельцев?
Кстати
Согласно новой версии документа на ремонт автомобиля отводится 35 календарных дней. Владелец машины сможет выбрать СТО из списка, предложенного страховой компанией. При этом автосервисы при ремонте автомобилей по ОСАГО не могут использовать запчасти б/у, они должны быть новыми.