Многочисленные жалобы ростовчан на самокатчиков, которые нередко на всей скорости несутся по пешеходным зонам, гоняют в парках и скверах, дали результат: власти занялись проблемой и пытаются урегулировать передвижение на СИМ. Так, в городе появятся специальные парковки для электросамокатов.
В то же время жалуются и сами самокатчики: пешеходы не соблюдают ПДД, вальяжно разгуливая по выделенным велодорожкам. Все прелести и трудности передвижения на электросамокате испытал на себе корреспондент Rostov.aif.ru.
Валяются на клумбах
Летний вечер на Пушкинской. Повсюду уютные кафешки, магазины, уличные музыканты. Пейзаж портят самокаты, которые валяются повсюду, даже в клумбах. И мешают проходу людей. Кажется, если на над Пушкинской повесят гирлянду из самокатов или закинут их на деревья, никто даже не удивится...
Прогуливаясь по центральной пешеходной улице Ростова, бдительности я не теряю. И хотя администрация города установила ограничение скорости движения для водителей СИМ в 15 км/ч, это никого не останавливает. Самокатчики не спешиваются даже на пешеходных переходах и «играют в шашки» среди прохожих.
«Я не могу ездить по велосипедной дорожке. Там слишком много прохожих. Люди не понимают, что там гулять нельзя», — раздражённо ответил мне парень, медленно объезжая людей.
В это же время по велосипедной дорожке шагает девушка в наушниках. Она не слышит сигнала самоката сзади. А в нескольких метрах от неё другая картина — мужчина, который остановился и решил завязать шнурки на кроссовках, создал собой небольшую пробку из желающих проехать.
В их числе — юноши, им на вид лет по 14-15. Они летят на своих самокатах, съезжают с дорожки и подрезают прохожих в пешеходной зоне. Хотя сервисы кикшеринга, в чём я убедилась лично, предоставляют услуги проката только совершеннолетним. А за передачу самоката лицам младше 18 лет предусмотрены штрафы.
Через пару минут после того, как пронеслась компания «гонщиков», на велодорожке появляется семья. Папа с дочкой решили прокатиться вместе на одном самокате. Так делают не только родители и дети: и влюблённые парочки, и подружки, и друзья — все они стоят по двое на одном самокате. Ясно, что это небезопасно...
За комментарием я обратилась к ростовскому убранисту Артемию Зайцеву. Он рассказал, что грозит самокатчику за подобное нарушение. По словам эксперта, за езду вдвоём на одном СИМ могут начислить немалый штраф. В 87 городах страны уже запущен чат-бот от ассоциаций операторов микромобильности. Туда можно сообщать о нарушениях:.
«Например, оператор с радостью спишет с карты нарушителя пять тыс. рублей за езду вдвоём. Это не решит проблему, но успокоит самых недовольных», — пояснил урбанист.
ДТП с самокатами
Ростовская студентка Дарья Цурикова почти каждый день проходит по улице Пушкинской, чтобы дойти до своего университета:
«Я на электросамокатах не ездила. Но неоднократно становилась свидетелем ДТП. Однажды подростки сбили маленького ребёнка, уехали, даже не извинившись. Также видела, как люди падали с самокатов. Я думаю, что аварии происходят из-за того, что не везде предусмотрены специальные дорожки, а также из-за того, что нет мер предупреждения и наказания для нарушителей», — поделилась мнением Дарья.
Некоторые ездят по Пушкинской не на электрических, а на обычных самокатах. Например, на таких учатся кататься дети. Рядом идёт мама, придерживая самокат за ручку, а на нём, старательно отталкиваясь ножкой от земли, пытается удержать равновесие ребёнок.
Испытано на себе
Я замечаю оставленный прямо на велодорожке самокат и решаю прокатиться на нём — впервые. Приложение скачивается быстро (для этого нужно отсканировать QR-код на самокате). Сервис автоматически устанавливает мою геопозицию. Открывается карта, на которой я вижу номер своего самоката и его местонахождение.
Я выбираю тариф, где за 15 минут проката нужно заплатит 115 рублей. Также приложение предлагает оформить страховку, это плюс 49 рублей. Когда оплата проходит, самокат начинает громко пищать. Я встаю на него, отталкиваюсь одной ногой от земли и еду. Ощущение непривычное. На велосипеде нужно крутить педали, на роликах — отталкиваться от земли и держать равновесие. А на электросамокате нужно просто стоять и иногда зажимать тормоз или газ.
Газ я нажимаю редко, потому что боюсь... Прохожие идут там же, где еду я. От этого я постоянно торможу, чтобы их объехать. Мимо меня проезжает группа ребят:
— Никит, ну, побибикай ему, может услышит.
— Мужчина, мы едем. Пропустите!
Молодой человек, которому была адресована просьба, отскакивает на бордюр, давая дорогу самокатчикам. Я решаю проскочить вместе с ними. Парни выжимают газ и скрываются за прохожими. Мне же спешить некуда.
По велодорожке ехать на самокате сложно, а по пешеходной зоне - проще. Там и дорога шире, и объезжать людей удобнее... Несмотря на объявление о том, что по центральной аллее ездить нельзя, самокатчики продолжают это делать. И я их уже немного понимаю.
В поисках стоянки для своего самоката я доезжаю до Театрального проспекта, там прощаюсь со своим железным конём.
Кстати, недавно стало известно об изменениях в правилах благоустройства Ростова. Теперь зоны парковок для СИМ должны одобрить муниципальные власти. Оставлять самокаты можно будет только в специальных зонах. Но станет ли это эффективным решением?
Урбанист Артемий Зайцев полагает, что новые изменения — не панацея:
«Вместо строительства инфраструктуры по принципу «как надо делай — как надо будет» пошли по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю». Формулировки мне непонятны. Это касается только операторов или пользователей? Какой штраф для людей, чтобы оставляли только в обозначенных местах? Неудобно от самоката куда-то идти. Для того, чтобы это работало, парковок должно быть очень много, буквально в шаговой доступности от любых объектов. Придётся весь город разрисовать разметкой», — говорит Артемий.
В любом случае, тренд уже не остановить: электрический самокат становится неотъемлемо частью современного городского образа жизни. Только вопрос о безопасном использовании этого вида транспорта всё ещё остаётся открытым.