55

Почему попса съедает классику

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 21/10/2009

"Сегодня модно эпатировать публику"

"Всё больше зрителей признаются мне, что пришли послушать оркестр, потому что уже наелись попсы", - говорит худрук и главный дирижёр Ростовского академического симфонического оркестра, профессор Юрий ТКАЧЕНКО.

Начавшийся сезон для оркестра особый - 75-й по счёту. О планах на юбилейный сезон и о том, как привлекать в филармонические залы широкую публику и молодёжь, "АиФ на Дону" спросили у маэстро.

- Юрий Михайлович, когда 3 года назад вы возглавили оркестр, звучало и такое мнение: мол, зачем это москвичу, и без того работающему в известном коллективе - столичном Русском симфоническом оркестре?

- Ну, вы знаете, я южный человек. До 14 лет жил на Украине. Люблю фрукты, оценю по достоинству правильно засоленный помидор. (Улыбается). А если говорить о ростовском оркестре, то это коллектив с богатой историей. Больше того, в своё время им руководили замечательные дирижёры! Это и Николай Аносов (отец ныне здравствующего выдающегося дирижёра Геннадия Рождественского), и возглавлявший Ленинградский симфонический оркестр Равиль Мартынов, и Семён Коган. Здесь играли и играют до.стойные музыканты.

Что навязывают зрителю?

- Ростовский оркестр не может пожаловаться на пустые залы. Но сами сотрудники филармонии признают: круг завсегдатаев не так уж широк. Как бороться с сегодняшним засильем попсы, как завлекать в филармонию молодёжь?

- Отчасти объяснение происходящего в том, что устраивать из любого действа шоу стало общемировой тенденцией. Публике навязывают всё больше блёсток, цвета, шокируют, эпатируют. За искусство на мероприятии, преподносимом как культурное событие, сегодня могут выдать голого мужчину в ошейнике, гоняющегося за посетителями. В итоге понимание того, где искусство, а где эпатаж, исчезает, слабеет.

- Что же делать?

- Спасение, я думаю, в сопоставлении с чем-то достойным, с эталоном. Посмотрев после посредственного боевика "Бриллиантовую руку", или кино Эльдара Рязанова, или какой-то из фильмов Юрия Озерова о войне, легче начать отличать зерно от плевел.

- Получается, выход в том, чтобы, как это было раньше, в обязательном порядке вести туда школьников, студентов?

- И это тоже. Роль воспитания никто не отменял. Другое дело, что этого мало. Приведу такой пример. В ряде азиатских стран - в Японии, Китае, Корее поставили целью массово приобщить население к классической музыке, а также добиться в исполнении этой музыки лучших результатов в мире. В итоге в Японии за последние 30 лет по.строили в разных частях страны около 50 выдающихся по акустике концертных залов! В России настоящих концертных залов - раз, два и обчёлся. Ещё в тех странах ввели моду на обучение детей музыке, оказывается государственная поддержка развитию молодых талантов. В результате один из лучших пианистов мира сегодня китаец Ланг Ланг. Недавно я дирижировал оркестром на международном юношеском конкурсе. Там выступал китайский паренёк, который играет даже интереснее Ланг Ланга! Мы же свою исполнительскую школу теряем.

Хотя дело не только в этом. Возьмите, казалось бы, мелочь. В тех же Японии, Корее, на Западе, в холлах приличных отелей, в лифтах и т.д., играет классическая музыка. А недавно я прилетаю в Ростов ночным рейсом. Сажусь в автобус. И водитель в 3 часа ночи врубает низкопробнейший блатной шансон. Поверьте, такое сегодня невозможно нигде в цивилизованном мире!

О таланте и зарплатах

- Многие отечественные музыкальные коллективы уже жалуются на нехватку музыкантов...

- Грозит ли эта беда нам? Пока благодаря авторитету коллектива, его уровню у нас есть приток кадров. Но! Перспектива будущей смены очень туманна. Причина прежде всего материальная. Музыкант оркестра получает в лучшем случае 15 тысяч рублей в месяц. Под эти зарплаты банки отказываются давать ипотечный кредит, а немало наших музыкантов неростовчане. А ведь у нас есть артисты высочайшего уровня, наличию которых позавидует даже ведущий западный оркестр! Если кто-то их переманит (я очень этого боюсь), это станет катастрофой для оркестра.

- Из-за кризиса урезают субсидии учреждениям культуры, те в ответ отказываются от части премьер.

- Разумеется, кризис сказался. Впервые за последние годы мы открыли сезон без приглашения иногородних солистов: оплачивать им гонорары, переезд нам не по карману. Но премьеры есть и будут. 10 октября мы сыграли не классическую, но очень хорошую, добротную музыку из культового кино - фильмов "Крёстный отец", "Дети капитана Гранта" и др. Это опять же к вопросу о том, как привлекать в филармонию молодёжь. В ноябре сыграем шедевр Моцарта - его "Реквием". "Болеро" Равеля впервые будет исполняться с редким инструментом - гобоем д.амур. В том числе и его (спасибо губернатору) мы купили на выделявшиеся нам в последние два года средства для замены устаревших инструментов.

Хочется верить и в то, что в Ростове когда-нибудь появится настоящий концертный зал. Ведь всем понятно: зал филармонии с точки зрения акустики для исполнения классической музыки не годится...

Виктория ГОЛОВКО

Смотрите также:

Также вам может быть интересно