"Финансовый кризис уже коснулся нашего театра. Но накопленный нами запас прочности позволит устоять", - надеется художественный руководитель Ростов.ского Музыкального театра, сам профессиональный музыкант, философ (кандидат философских наук) Вячеслав КУЩЁВ.
В этом году Музыкальный встретит свою первую круглую дату - 10-летие. Об итогах и о болевых точках - зарплатах в сфере культуры, о гаснущем интересе молодых к настоящему искусству и о многом другом зашёл наш разговор. Причём вопреки занятости (последний год с небольшим Кущёв ещё и депутат Госдумы) он вынужден жить на два города, но с готовностью выделил время только для "АиФ на Дону".
Проверка на прочность
- Вячеслав Митрофанович, по столичным театрам уже бьёт кризис - во многих отказываются от части премьер. Музыкальный же словно идёт от противного: в ноябре была премьера "Бабьего бунта", в июне нам обещают показать новый балет "Спящая красавица"...
- Раз уж кризис глобален, он никого не обойдёт. Может ли кризис стать проверкой на прочность для учреждений культуры? Я думаю, да. Госсубсидии уже снижаются, так что можно представить, каково будет театру, у которого ничего своего нет, который не умеет зарабатывать. Мы же накопили значительный запас прочности, в нашей афише 39 спектаклей. Все зарубежные гастроли театра - коммерче.ские, мы за них не получаем из казны ни одной копейки, и нам не нужно! А что до качества нашего творческого продукта, то на Западе просто так деньги ведь не платят.
(Задумывается) И, тем не менее, речь о сокращении премьер, вы правы, идёт. Изначально на этот сезон у нас было запланировано 10 премьер. Вот вы упомянули "Бабий бунт". А после него мы уже сыграли 2 новогодних спектакля! Сейчас готовим сразу 2 премьеры: скоро, в апреле, в концертном исполнении покажем оперу Александра Порфирьевича Бородина "Князь Игорь". Причём в это исполнение войдут элементы театрализации, будет исполнен вставной балет "Половецкие пляски" с очень интересной режиссурой света. Саму премьеру оперы готовим к ноябрю. А в июне представим балет Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица". Вдобавок, видимо, в конце сезона проведём и основные торжества, связанные с 10-летием. Но всё равно получается, что вместо 10 премьер пока ограничиваемся 6 новыми постановками.
Другой больной вопрос - зарплата. В конце января мы провели сбор труппы, поговорили с людьми. Наша позиция: никаких снижений зарплаты быть не может. Более того, из-за недавнего повышения зарплат бюджетникам и перехода нашего театра на новую систему финансирования каждый работающий в нашем коллективе, от народного артиста до уборщицы, уже получает прибавку.
"На некоторые вакансии брать некого..."
- На пороге юбилей. Как вы сами оцениваете мастерство труппы? Удалось ли, как мечталось, вырастить на Дону настоящих мастеров оперы, балета?
- Я думаю, красноречиво уже то, что три наши девочки - Анна Маркарова, Виктория Ястребова, Карина Чепурнова сегодня солистки Мариинки. А ведь они ступили впервые на сцену нашего театра! Все выпускницы Ростовской консерватории, мы их взяли в театр студентками. И то, что они сегодня представляют Ростов, для нас почётно. Нынешней нашей звёздочкой можно назвать Наташеньку Дмитриевскую - по первой специальности пианистку, но одновременно обладательницу великолепного колоратурного сопрано. И у неё прогресс стремительный - выросла в мастера в течение 2-3 лет! То же можно сказать о балетной труппе... Я вот недавно вспоминал, какими мы взяли наших ребят - артистов балета в 2000 году. Мы называли это балетом, но в действительности это был балет ученический. Те артисты, которые могут состояться, а могут и нет... А вот недавно, в январе, они вернулись с гастролей по Испании и Португалии, в конце февраля и марте танцевали в Италии, куда их пригласили дать 5 спектаклей!
Большой прогресс и у нашего тенора Саши Лейченкова. Это при том, что сейчас происходят совершенно не объяснимые явления природы... Вот не рождаются в последнее время мужчины с тесситурой баса или тенора!.. Мы, как "потребители голосов", отмечаем: последние 12 - 15 лет артистов-студентов с интересным тенором нет - нет во всём мире.
- Может, в этой связи вообще можно говорить: дескать, современный человек мельчает. Сейчас консерватории и музыкальные школы - по всей стране, но нет ни одного композитора, который по значимости мог бы сравниться с тем же Чайковским.
- (После паузы, задумчиво и тихо). Вы знаете, сегодня в нашей стране в эту ситуацию, связанную, наверное, с генами, экологией, урбанизацией, замешана и экономическая причина. Когда я поступал в Ростов.ское училище искусств (а это был 63-й год), конкурс составлял 14 человек на место. Когда "штурмовал" консерваторию, желающих было семеро на одно место. Сейчас ни туда, ни туда конкурсов нет. Я беседовал не.однократно об этом с бывшим министром культуры Соколовым, со Швыдким... Сегодня найти музыканта, играющего на деревянных духовых, очень большая проблема. Хорошего валторниста найти - ОГРОМНАЯ проблема! Арфа?! Вот мы в нашем театре сами воспитали двух арфисток. Обе уехали в столицы. И сегодня ну некому играть на этом инструменте... Беда в том, что талант в нашем государстве, если мягко сказать, недооценён. Это же ненормально, когда человеку, который проучился 7 лет в музыкальной школе, 4 года в училище, а потом ещё 5 лет в консерватории, государство кладёт зарплату 6-7 тысяч рублей.
На радость соседским курочкам
- Вячеслав Митрофанович, вот мы говорили о молодых звёздах. Музтеатр не может пожаловаться и на отсутствие молодёжи в зале. И всё же в основном сегодняшняя молодёжь проводит досуг не в опере, а в кафе, в развлекательных центрах, в кинотеатрах. Можно ли эту ситуацию переломить?
- Вы знаете, сейчас ведь и на Западе она приблизительно такая же. Мы, например, 5 раз выезжали с большими гастролями в Великобританию. Так вот, в России молодёжь на оперу ходит даже чаще, чем английская, зато нашим пока сложно воспринимать балет. А рецепт один - обучение музыке в школе, воспитание в семье. Знаете, как когда-то говорил композитор Кабалев.ский: "Запоёт школа, запоёт и страна".
- С вашим сумасшедшим графиком достаётся ли "хоть что-то от вас" вашей семье? И может ли худрук, заслуженный деятель искусств России, человек, работающий в сфере культуры всю жизнь, позволить себе какое-то далёкое от театра, музыки увлечение? Ходит слух, что вы страстный рыбак.
- (Смеётся). Насчёт графика - к сожалению, всё так. Утром я прилетел из Москвы, вот сейчас на часик побегу в семью. Потом вернусь. До глубокой ночи (нередко заканчиваем за полночь) будет идти обсуждение окончательной концепции балета "Спящая красавица". Потом машина развезёт всех нас по домам. А уже в 5.45 утра я должен быть в аэропорту... Честно говоря, и наша с супругой дочка выросла в коридорах театра имени Горького, филармонии, кинотеатра "Победа" - там моя супруга, Танечка, Танюша, Татьяна Михайловна, какое-то время была директором.
А что до рыбалки - правда. Ещё молодым парнем, так как с книгами были проблемы, ходил в библиотеку. Как сейчас помню, там были такие затёртые до дыр сборники "Рыболов-спортсмен". Я оттуда выписывал, какие бывают крючки, какие поплавки. И вот, когда 30 лет назад нам с женой выделили 6 соток на берегу Дона в Елизаветин.ской, я думал: ну наконец-то нарыбачу! Купил лодку, но в итоге выезжал на рыбалку, может, раз 5. При этом точно помню, что дважды забывал удочки и возвращался. А когда не забывал, брал книгу: удочки заброшу, сижу читаю. (Улыбается). Но зато к другому своему увлечению по сей день отношусь серьёзно. Я очень люблю такую культуру, как виноград, - это пошло от отца, от деда. Мне кажется, я в нём что-то понимаю. Во всяком случае горжусь, что у меня на даче растёт 24 сорта винограда - каждого по одному корешку. Причём есть и сорта, которые на Дону, увы, сегодня вообще потеряны, - тот же мускат гамбургский. Вот только лакомиться мне опять же некогда - чаще за меня это делают соседские курочки.
Виктория ГОЛОВКО Фото автора