Владимир КАСАТКИН преподаёт английский в одной из школ и на досуге руководит ансамблем индийских танцев...
А ещё обожает гулять, но не по Большой Садовой, а по Гималаям или диким джунглям. После этого может отправиться послушать китайскую оперу, а потом вдруг решит попасть в какой-нибудь восточный храм. Он объездил полмира и почти ни в одной стране ему не нужен был переводчик. Ростовчанин знает восемь языков и продолжает учить новые.
Талант полиглота
- Владимир Фёдорович, где вы только не были, но снова и снова возвращаетесь только в Индию. Почему именно эта страна?
- Смуглая красавица в ярких шёлковых одеждах стоит рядом с огромным слоном и держит на голове кувшин. Вот такую фотографию мне показали в детстве. В тот момент возникло странное чувство, ностальгия что ли, как будто раньше уже видел это, но не на картинке, а в реальности...
- Сразу вспоминается теория о реинкарнации, прошлых жизнях.
- А вдруг правда? (Смеётся). Может, когда-то я был шейхом или простым индийским рыбаком. Ну а может, гены берут своё, у нас же есть в семье восточная кровь. Мама рассказывала, что она досталась нам от кого-то из "пра.прапра". Как бы там ни было, в Индию влюбился сразу. Когда немного подрос и выучился читать, первым делом, перерыв всю домашнюю библиотеку, взялся за книги об этой стране. А окончив школу, даже пытался поступить на восточный факультет в Ленинградском университете, но не вы.шло. Там набирали физически крепких людей для работы в жарком климате. Я не прошёл по состоянию здоровья. Так что вместо этого попал на филфак, а позже в духовную семинарию. Да-да, чуть было не стал священником, но, проучившись полгода, разочаровался. Понял, что это дело не для меня и лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим святым отцом. Но верую до сих пор. Библия - главная книга моей жизни, хотя читаю я много.
- Видимо, чтения дома для вас недостаточно... Владимир Фёдорович, что за книги вы принесли с собой?
- Сейчас вот держу в руках английский роман, а ещё сборник китайских четверо.стиший. Иностранные языки - это моя страсть! Немецкому выучили ещё в школе, ну а остальные осваивал сам. Если спецкурсы по английскому и французскому в Ростове ещё можно найти, то хинди, урду, к примеру, у нас, к сожалению, никто не преподаёт. Но я и сам справлялся: прослушивал сотни аудиозаписей с упражнениями, выписывая и заучивая новые слова. А чтобы не забывать язык, каждый день практикуюсь. Как только появляется свободная минутка, читаю иностранные книги. Парочка у меня всегда с собой. Буквально полчаса назад, сидя в маршрутке, разбирал китайские иероглифы. Но быстрее всего учишься во время путешествий, когда постоянно общаешься с иностранцами. А колесить по свету я начал давно, больше десяти лет назад. Во время этих переездов не только в языках поупражнялся, но и насмотрелся всяких чудес, впору книгу об этом писать. Чего стоит один средневековый католический монастырь капуцинов в Словакии! Там в подвале висят люстры, сделанные из... человеческих костей и черепов, а повсюду мумифицированные тела. Всё это символизирует, насколько бренно наше тело. А в Китае, где был недавно, видел терракотовое войско в городе Сиане - тысяча статуй под открытым небом, и в этой армии нет ни одного похожего лица. Но больше всего воспоминаний, конечно же, связано с моей любимой Индией. Там я никогда не путешествовал вместе с экскурсионной группой по стандартным достопримечательностям. Сам организовывал экспедиции. А однажды собрал группу для похода в племена курумбов и тодов...
"О! Ваш президент - Ельцин!"
- Вы общались с настоящими дикарями?!
- Не думайте, что мы столк.нулись с людоедами в набедренных повязках и с копьями наперевес. Это оказались мирные люди, живущие натуральным хозяйством. Одеты они в шерстяные плащи, занимаются земледелием, охотой и сбором лекарственных трав. Живут в маленьких хижинах, а ещё в каждом племени есть храмы, срубленные из дерева и крытые тростником. Внутри нет ликов святых, только жертвенный алтарь, ведь курумбы и тоды - язычники. Они поклоняются буйволам и, когда кто-то из членов племени умирает, убивают одно животное. Верят, будто его душа провожает душу соплеменника в иной мир, а потом возвращается на землю, вселяясь в человеческое тело.
Туристов в этих дальних уголках совсем не бывает, но, тем не менее, чужаков приняли очень дружелюбно. Нас вышли встречать всем племенем, расспросили, кто мы и откуда, а когда услышали, что "пришельцы" пожаловали из России, расплылись в улыбках. Вдруг один из них выдал: "О! Ваш президент - Ельцин!" На тот момент это было дейст.вительно так, и мы просто .ост.ол.бенели от удивления. Вы только представьте: дикие места, ни телевизора, ни газет, во.круг одни пальмы, и вдруг такая осведомлённость. А ещё продвинутые аборигены сообщили, что у нас идёт снег и повсюду бродят медведи. В общем, кое-что о России они знали (улыбается).
А, распрощавшись с племенами, мы поехали в Варанаси - индийский город на берегу реки Ганг, где, поплутав по узким улочкам, вышли на набережную. Там у воды медитируют йоги, прогуливаются загадочные паломники с невероятными причёсками. Они никогда не стригут волос, отращивая пряди в метр длиной и укладывая их на голове в высокие башни. Но больше всего поразили джайны. Эти отшельники отказались от всех благ, в том числе от одежды, и живут отдельными небольшими поселениями, иногда наведываясь в городской храм. Они идут на молитву обнажёнными, а люди вокруг почтительно расступаются, считая их святыми.
"Верен православию"
- Вы столько рассказываете о храмах и индий.ских конфессиях. Неужели никогда не возникало мысли стать приверженцем одной из них?
- О нет. Верен православию. Но у индусов действительно интересная религия, взять хотя бы обожествление животных. Там есть храм, кишащий крысами, где поклоняются грызунам. Они свободно гуляют по коридорам, их кормят и создают все условия для беззаботной жизни. Крыса может спокойно пробежаться по вашей ноге. И если в любой другой стране завизжат от брезгливости, то тут это считается честью и великим счастьем. А ещё привольно живётся священным коровам, которые дико разбалованы. Позволяют гулять прямо по городским улицам и ни в чём их не ограничивают. Не раз наблюдал такую картину: собирается огромная автомобильная пробка из-за того, что где-нибудь на светофоре дорогу перегородила корова. Стоит себе красавица посреди трассы, думает о своём, о девичьем. А ещё везде бегают обезьяны, ну совсем как белки в нашем Кисловодске. И ведут себя нагло: норовят прыгнуть на тебя и .украсть то, что плохо лежит. А иногда хитрюги пытаются давить на жалость. Окружают туриста и дёргают за рукав, корча жалобные мордочки, за.глядывая в глаза: мол, подайте на хлеб... Ну как отказать этим попрошайкам? А о слонах и вовсе отдельная история. Недавно был в городе Мадурей и видел там слона. Он стоял перед входом в храм и "благословлял" всех желающих, торжественно касаясь хоботом макушки. Смелые туристы этой услугой пользуются, но я, признаюсь, не рискнул. Ничего, может, на следующий год решусь! А пока репетирую с моим ансамблем индийских танцев, продолжаю учить непокорный китайский и замышляю очередное авантюрное путешествие...
Анна ИВЧЕНКОВА
Фото из архива В. Касаткина