В минувший четверг в Ростовском Музыкальном театре состоялась задолго анонсируемая премьера оперы "Кармен".
В том, что как минимум премьерные показы "Кармен" пройдут при полном аншлаге, вряд ли кто-либо сомневался.
Во-первых, это одна из наиболее полюбившихся на Дону опер: именно с постановки "Кармен" (12 ноября 1999 года) и ведёт свой отсчёт Ростовский Музтеатр. Впоследствии она с успехом шла на его сцене 4 года, исполнительница главной роли - Анна Маркарова стала полноценной ростовской оперной "звездой". Второй фактор - именитые постановщики. В частности, режиссёром этой, второй по счёту, постановки истории о Карменсите стал народный артист России, советник Президента РФ по культуре Юрий Лаптев.
Декорации и костюмы разработал Юрий Купер - художник, без преувеличения, известный во всём мире и живущий сейчас на два дома - в Москве и в Лондоне. (Галереи, где выставлялись его работы, можно перечислять долго - это и Третьяковка, и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Нью-Йоркский "Метрополитен", Библиотека Конгресса США, галерея Клод-Бернар в Париже, Ян-Кружье-Дитесхайм в Женеве и т.д.). Постановкой света руководил заместитель председателя Россий.ской ассоциации художников по свету Дамир Исмагилов. Хореографией - педагог Санкт-Петербургского театра балета имени Л. Якобсона Александра Тихомирова..
"Наша идея - предостережение"
Третья причина интереса к премьере - в театре подняли планку. Взять одно то, что если прежний, первый спектакль исполнялся на русском языке, то в нынешней "Кармен", как заявлялось, будут петь на языке оригинала - французском. А главным вопросом, который волновал зрителей, был: какой же на этот раз будет ростовская Кармен? В чём "соль", основное зерно трактовки, что между строк хотелось бы донести до зрителей постановщикам?
Отчасти занавес над интригой приподнял Юрий Лаптев, заявивший на пресс-конференции накануне премьеры:
- Нам хотелось бы из дивертисмента, развлечения превратить "Кармен" в произведение, являющееся предупреждением, причём - современным. В жизни всегда есть способы достижения цели. Есть очень волевые способы достижения своих каких-то результатов. Многие идут к ним невзирая ни на что, "по трупам", многие комкают чужие жизни. Мне кажется... всё это имеет прямое отношение к сегодняшнему миру. Мы, общество, пришли в такое состояние, когда ценности, не стоящие того, чтобы ради них класть жизнь, выходят на первое место. Поэтому нынешняя наша постановка "Кармен" - предостережение, притча: как бы успешен ни был человек, как бы целеустремлённо ни шёл к своей цели, всегда наступает момент расплаты.
Зрители перед компьютерами
...Безукоризненно исполненная музыка, декорации, припорошённые временем (умение показать ту или иную вещь, здание не новенькими, "свежевыкрашенными", а такими, какие они чаще всего и есть в жизни, - одна из фирменных особенностей работ Ю. Купера). Высокое качество пения, совсем маленькие, шестилетние, но очень старательные малыши из театральной капеллы мальчиков, бесконечно нежная и располагающая к себе Микаэла (в исполнении Елены Разгуляевой). Именно об этом чаще всего переговаривались в зрительном зале в антракте и после окончания оперы..
Впрочем, уже очевидно: нынешняя "Кармен" станет не только одной из самых ожидаемых, но и, пожалуй, спорных премьер. В частности, далеко не всем пришёлся по душе центральный образ оперы - самой цыганки Кармен, показанной однозначно отрицательной, весьма отталкивающей героиней - грубой, с резкими жестами, часто сидящей в некрасивых позах (в той же таверне - откинувшись, опираясь на стол и расставив ноги). Но, как бы то ни было, премьера стала событием далеко не только городского масштаба. Впервые в истории Ростовского Музыкального театра его премьерный спектакль в режиме реального времени транслировался на весь мир (показ вёлся на Интернет-сайте www.cultu.ru, в рамках открывшегося в Москве V Международного Интернет-фестиваля "Театральная паутина"). Так что обсуждение донской "Кармен" обещает стать бурным.
Виктория ГОЛОВКО
Фото Виктора Погонцева