В детскую комнату милиции ОВД Первомайского района я приехала на встречу с лучшим инспектором по делам несовершеннолетних Игорем Шустовым. В самый разгар нашей беседы вошла пожилая женщина с малышом на руках и спросила: "А кому ребёнка отдавать?"
Увидев моё искреннее недоумение, милиционер сказал:
- Не удивляйтесь, мы сталкиваемся с этим довольно часто. Первое пристанище для брошенных детишек, потерявшихся, отказников - именно здесь, в детской комнате.
К милицейской форме Игорь Шустов привык ещё с детства. Его отец много лет руководил участковыми в Пролетарском районе Ростова. Сам же Игорь стал инспектором по делам несовершеннолетних и за долгие годы службы повидал немало.
- Как-то раз нам привёз младенца священнослужитель, я тогда ещё работал в ОВД Пролетарского района, - рассказал Шустов. - Поздно ночью новорождённого подбросили прямо на порог церкви. Ещё страшнее, когда родители не просто бросают своих малолетних детей, а обрекают их на голод, оставляют в нечеловеческих условиях, порой опасных для жизни. Совсем недавно у нас был такой случай, когда мать "забыла" о полуторагодовалом сыне на неделю!
Маленький узник
Тридцатидвухлетняя Женя Горбунова закрыла своего ребёнка в квартире и ушла... на семь дней. Истошный крик малыша услышали соседи и позвонили в милицию.
- Чтобы открыть входную дверь пришлось вызывать МЧС, - продолжает Шустов. - Квартира была на пятом этаже. Когда зашли внутрь, увидели открытое настежь окно. Маленького Лёшу нашли в ужасном состоянии, он просто чудом остался жив. У ребёнка были высокая температура, шок. Все эти дни ничего не ел и не пил. Мы срочно вызвали "скорую", и мальчика увезли в больницу.
Сейчас Лёша идёт на поправку. Горе-мамаша объявилась лишь через несколько дней. Милиционеры собрали все необходимые материал на лишение её родительских прав. Ещё Горбунову ожидает уголовная ответственность за неисполнение родительских обязанностей и жестокое обращение с собственным ребёнком.
Рай на помойке
Люся Прохорова бросала своих четверых детей, от года до шести, на слепую мать, которой самой нужен был уход. То, что творилось в их однокомнатной квартире, не представить даже при самом богатом воображении. После посещения этого жилища помойка показалась бы просто раем. Люсю не раз уже лишали родительских прав, но, отправив в детдом одного ребёнка, она вновь рожала. Недавно мать Прохоровой умерла. И сейчас семья находится на особом контроле в инспекции по делам несовершеннолетних.
"Заберите правнука!"
В разгар нашей беседы с Игорем Шустовым в детскую комнату милиции вошла пожилая женщина с малышом на руках и спросила:
- А кому ребёнка отдавать?
Как выяснилось, маленькому Саше старушка приходится прабабушкой, кроме неё и матери у ребёнка никого нет.
- Она ушла ещё тридцатого декабря - праздновать Новый год, - рассказала семидесятипятилетняя Валентина Петровна, имея в виду свою внучку. - Я уже старая, следить за дитём не могу, пенсия крошечная, а Юлька Сашу постоянно оставляла то на несколько дней, то на неделю, а тут совсем исчезла.
Пока прабабушка сетовала на судьбу, с малышом нянчился весь отдел.
Поняв, что можно оставить правнука, Валентина Петровна заметно повеселела, пообещала даже проведывать Сашу. А потом поспешила уйти. Что касается малыша, то сначала ему придётся отправиться в больницу на карантин, а потом уже в Дом ребёнка.
- Когда бросают детей, это страшно, - сказал Игорь Шустов. - Но ещё страшнее, если дети сами решают покинуть этот мир.
Но об этом милиционер, участник боевых действий в Чечне, наотрез отказался говорить... Уж слишком тяжело...