В преддверии 9 Мая "АиФ на Дону" напечатали небольшое письмо под заголовком "Война для меня так и не кончилась". Это был скорее горький вздох немолодой уже женщины из-за того, что Великая Отечественная искалечила её брата, убила отца. А теперь, в мирное время, в Чечне погиб её внук...
Однако в этом письме была фраза, которая и повлекла за собой дальнейшие события. Автор письма, Любовь Захаровна Гордиенко из станицы Кочетовской Семикаракорского района, упоминала, что до сих пор ей мало что известно о гибели отца. Лишь то, что значилось в похоронке: "Ажогин Захар Андреянович, проявив геройство и мужество, был убит и похоронен на окраине села Левашберень в Венгрии".
...Недавно в редакцию вошёл немолодой мужчина, державший в руках вырезку из нашей газеты с тем самым письмом. И... конверт с фотографиями, изображавшими ту самую большую братскую могилу советских воинов на окраине небольшого венгерского села Левашберень.
Из рощи сюда долетают листья
Оказалось, наш гость, Александр Горбенко, уже 10 лет живёт в Венгрии. В прошлом году, погостив в Батайске у сестры - давнишней поклонницы "АиФа", он увёз с собой кипу наших газет.
- Я растягивал их чтение как лакомство, - вспоминает он.
В конце концов ему и попалось на глаза то письмо. Наш земляк отыскал упомянутое село на карте и при первой же возможности поехал туда.
...На фотографиях видно, что братская могила на самом-то деле целое кладбище. Из стоящей неподалёку рощи сюда долетают осенние листья. Между надгробиями растут маленькие ёлочки. Аккуратная оградка покрашена.
- Мне тоже сразу бросилось в глаза, что за этим захоронением очень хорошо ухаживают, - признался нам Александр Владимирович. - Насколько я заметил, обычно состояние военных могил во многом зависит от симпатий и личности бургомистра данного населённого пункта. Хотя, конечно, сказывается и настрой самих жителей.
В первые минуты из трубки раздавался только плач
К сожалению, у Любови Захаровны Гордиенко, дочери погибшего в Венгрии бойца, нет домашнего телефона. Поэтому редакция связалась с её сестрой - Надеждой Захаровной, живущей в Усть-Донецке. В первые минуты после того, как мы объяснили ей причину звонка, из трубки раздавался только плач.
- Я кланяюсь в пояс этому человеку и говорю ему тысячу спасибо, - чуть успокоившись, ответила она. - В начале 90-х годов я через Красный Крест добилась разрешения поехать в Венгрию посетить папину могилу. Но потом заболела. В итоге срок, когда эта поездка была разрешена, вышел...
Редакция уже выслала фотографии Надежде Захаровне. Она, в свою очередь, связалась по телефону с Александром Горбенко. И тот пообещал, что, как только вернётся в Венгрию, снова съездит к той братской могиле. И вышлет двум пожилым женщинам ещё одну большую порцию снимков с места, где погибли и похоронены около тысячи советских бойцов, - с окраины села Левашберень, что в 15 км от города Секешфехервар и в 60 км от Будапешта...