Вторая половина дистанции. Вятчанина – о белом флаге и отношениях с Ефимовой

Известные ученики Ирины Вятчаниной – Анатолий Поляков и Юлия Ефимова. © / АиФ-Ростов / АиФ-Ростов

Вклад заслуженного тренера РФ Ирины Вятчаниной в историю российского спорта трудно переоценить: она воспитала целую плеяду чемпионов, призёров Олимпийских игр, рекордсменов мира, чемпионов мира и Европы – Аркадия Вятчанина (сын), Юлию Ефимову, Викторию Зейнеп-Гюнеш, Анатолия Полякова.

   
   

3 декабря ей исполняется 70 лет. Накануне юбилея rostov.aif.ru встретился с тренером чемпионов.

Жизнь прошла в тренировках

Ирина Германовна живёт и работает в Таганроге, тренирует пловцов в бассейне «Дельфин». В свободное время начала знакомиться с донским краем – побывала на озере Маныч, увидела благоухающую во время цветения тюльпанов степь и диких мустангов.

– Как начали плавать?

– Я родилась и выросла в Воркуте. Своему отцу, Герману Урбановичу, я обязана любовью к спорту. Он был известным вратарём в Запорожье. Мама из военной семьи, пережив блокаду Ленинграда и потеряв всех родных, тоже оказалась в Воркуте. В третьем классе родителям посоветовали вывезти меня к солнцу – надо было поправить моё здоровье. Так я оказалась у папиного брата в Алма-Ате. Это стало переломным моментом в жизни, потому что там проходил набор в группы плавания.

Тренер Ирина Вятчанина Фото: АиФ-Ростов/ АиФ-Ростов

Вернувшись в Воркуту, я продолжила заниматься, там сильная школа плавания. После школы мечтала поступить в институт физкультуры и спорта имени Лесгафта в Ленинграде. Но тут на горизонте появилась первая любовь – Аркадий Вятчанин (член сборной СССР, рекордсмен СССР). И я поехала за ним в Вятскую губернию, поступила в Кировский пединститут. Вышла замуж, родила дочь. Условия были спартанские, поэтому через год мы решили вернутся в Воркуту. И там началась моя тренерская карьера, в этом году ей исполнилось 50 лет.

– Ирина Германовна, вы выглядите на двадцать лет моложе – и это не комплимент. Ухоженная, модная. Так влияет спорт?

   
   

– Спорт, жизнелюбие и гены. Моя мама, что бы ни случилось, никогда не унывала. А ещё воспитывает Север: он или ломает, или сплачивает. И учит восхищаться всем, что даёт нам жизнь.

Когда результаты на лицо

– Вы многим спортсменам дали дорогу в жизнь. Все с вами отношения поддерживают?

– Ну, не все, ребят было очень много. Но, да, и пишут, рассказывают о своих новостях. Вот, смотрите, свежее сообщение (тренер открывает мессенджер). Григорий Гончаров прислал фото. Медаль «За отвагу», до этого он получил медаль Суворова. Благодарит за воспитание и поддержку... Часто, добившись успеха, ребята признают, насколько был важен для них спортивный опыт.

– В Таганрог вы приехали четверть века назад. Что вы здесь делаете?

– Приехали мы всей семьёй по приглашению министерства по туризму и спорту Ростовской области. В Таганроге тогда было свободное поле для развития плавания. И прекрасная база для деятельности: открытый 50-метровый и закрытый 25-метровый бассейны, стадион. В 2008 году прошла реконструкция, с тех пор это одно из лучших мест Таганрога. Сюда приезжают и местные, и спортсмены из других городов. Когда мы начинали, на нас не давили, и мы воспитывали пловцов так, как считаем нужным. Результаты все знают – серия донских спортсменов мирового уровня.

А сегодня я как тренер центра спортивной подготовки Ростовской области работаю со спортсменом-инвалидом. Это заслуженный мастер спорта, рекордсмен России Артём Павленко. Ему 34 года, он слабослышащий, с нарушениями в интеллектуальном развитии.

В России и Турции

– В 2014 году вы уезжали в Турцию. Почему?

– Сначала произошла непонятная для меня история с Юлей Ефимовой, которая уехала тренироваться в Америку. Потом была ещё череда неприятных событий. Я не видела заинтересованности, как будто не было ни побед, ни чемпионов. А заниматься с маленькими детьми для тренера моего уровня – путь вниз. В итоге я приняла предложение, которое поступило из Турции, начала там тренировать бывшую украинскую, а потом турецкую спортсменку Викторию Зейнеп-Гюнеш. За год мы сделали с Викой 30 рекордов Турции и четыре юношеских рекорда мира.

Когда в 2015-м на юношеских Олимпийских играх в Сингапуре трижды поднимался флаг Турции в честь моей спорт­сменки, я еле сдерживала слёзы. Оттого, что мне приходится работать для чужой страны... Но России я тогда была не интересна.

– И в 2019 году вы всё-таки вернулись в российский спорт...

– Да, в какой-то степени на это повлиял мой разговор с ­Татьяной Покровской, главным тренером наших синхронисток. Она сказала: «Хороший тренер – самая большая ценность для любой страны». И ещё в Турции ко мне обратилась Татьяна Белоногофф, она жила в Англии. Мы общались онлайн, я её консультировала по технике. А потом она захотела поменять спортивное гражданство на российское. Я удивилась: у нас брассовая школа мощная, а в Англии Таня была первым-вторым номером. Но Таня признавалась, что в Англии ей из-за русского происхождения трудно добиться больших высот. И ещё она мечтала тренироваться в русской брассовой школе.

Мы стали работать с ней в России. Потом присоединились ещё два спортсмена. Но вскоре я поняла, что подустала, надоело казённое постельное бельё. И со спортсменами тоже по-разному бывает. Таня ко мне пришла в 17 лет, у неё были прекрасные данные, но в юношеском возрасте ей не дали ни гибкости, ни подвижности, ни координационного развития. А брасс – это толчковый способ, там нужна прыжковая подготовка. Таня же запрыгнуть на скамеечку не могла! Я тогда ей объяснила: пахать надо будет много. И она пахала, результаты пошли. Потом она сделала прививку от ковида, дико похудела, начались гормональные качели, от них и психологические. И наше сотрудничество закончилось.

Но всё это время я не сидела без дела: веду семинары, лекции, даю мастер-классы, консультирую. Не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Одним из результатов консультаций являются успехи спортсменов, с которыми я работала, рекорды Латвии, Казахстана.

А ещё же есть личные дела, семья, внук Никита: у нас все в спорте – сын и дочь тоже тренеры по плаванию. Никто не избежал водной дорожки (смеётся).

Наша задача победить

– Ирина Германовна, как вы оцениваете выступления наших спортсменов под белым флагом?

– Это сложный вопрос. Проработав столько лет в спорте, я понимаю, что такое для спорт­смена участие в международных соревнованиях. Сейчас мы выступаем в России, можем быть многократными призёрами и рекордсменами России. Но заменить в своём послужном списке звания чемпиона мира, Европы или Олимпийских игр невозможно.

Помню, Анатолий Поляков, заслуженный мастер спорта России, на своих первых Олимпийских играх в 2000 году в Сиднее спросил: «А чем отличается чемпионат мира от Олимпийских игр?» Но когда он встал на старт, то понял, когда за тобой страна, значимость этого старта повышается.

Успехи наших спортсменов – это и успехи страны, а они сегодня в силу политической обстановки могут раздражать недружественные государства. Спортсмены становятся заложниками этой ситуации. Хотя, я думаю, что на спортивных аренах их ждут.

Чем всё закончится, не знаю. Пока наша задача – победить, показать, что мы сильны и с нами надо считаться.

– 70 лет – красивая дата. Если оглянуться на дистанцию, которую вы проплыли, что бы исправили?

– Обычно говорят «ничего бы не исправлял», но я бы подкорректировала. Я человек эмоциональный, взрывной, поэтому характер этот где-то мне не дал возможности удерживать спортсменов. Однажды один мой коллега заметил: «Вятчанина, все твои спортсмены сильны во второй половине дистанции». Да, так и есть. И я сильна именно в этом, а моя вторая половина дистанции только начинается.

Досье
Ирина Вятчанина родилась 3 декабря 1953 года. Заслуженный тренер России (1998). Старший тренер сборной России по плаванию (с 2008 года). Престижным журналом «Плавание» признана тренером года (2009). С 1999-го работает в СДЮШОР-13 Таганрога.
.

– Вы не скрывали, что уход Ефимовой вас очень ранил. Как обстоят дела сейчас?

– Ситуация не прояснилась. Как бы там ни было, с тренером обычно прощаются с благодарностью. Я всегда говорю, что тренер формируется благодаря спортсменам, с которыми он работает. И все мои успехи и достижения не были бы возможны без них.

В чём была уникальность истории с Юлей? Мы с ней сформировали новую технику, которая давала потрясающие результаты. И с этим уже вошли в историю. Наверное, это главное.

Все мои спортсмены сильны во второй половине дистанции. А моя вторая половина дистанции только начинается.

Самые успешные ученики Ирины Вятчаниной:

  • Юлия Ефимова. Пришла в звании мастера спорта от её первого тренера, отца Андрея Ефимова. Тренер до 2011 года.
  • Аркадий Вятчанин. Личный тренер на протяжении спортивной биографии спорт­смена.
  • Анатолий Поляков.
  • Виктория Зейнеп-Гюнеш. Личный тренер в 2015-2016 гг.
  • Татьяна Белоногофф.