Богоявленская, Мариинская, Михайловская, Елизаветинская, Бессергеневская – названия некоторых донских казачьих станиц звучат, как музыка. Но истории их возникновения на нашей земле неизвестны зачастую даже их жителям. Лишь редкие энтузиасты просиживают часы в библиотеках, расспрашивают старожилов, вынося на свет, как жемчужины, крупицы родовой памяти.
Один из таких людей – бессергеневский казак, руководитель коллектива «Казачий край» Павел Черемисов.
Первые городки
А началось всё с казачьей песни. Влюблённый в неё с детства, Павел сразу после армии в середине 80-х годов прошлого века пришёл в хор родной станицы, да так тут и остался на всю жизнь (подробно об истории «Казачьего края» «АиФ на Дону» писал в № 25 за 2022 год). Чтобы собрать уникальный репертуар для коллектива, музыканты частенько общались со стариками, помнившими старинные песни, которые пели в Бессергеневской извека. Во время таких мини-экспедиций старожилы щедро делились историями, легендами и воспоминаниями. Терять такую сокровищницу памяти было жалко, да и выяснилось, что систематизированной истории родного села не существует. «Значит, надо это исправить», – решил Павел Иванович. Так родилась книга «История станицы Бессергеневской».
«Письменных памятников о казачестве мало, да и те разбросаны по разным русским и иностранным архивам и библиотекам. Не все из них доступны. Те русские летописные сказания, до которых можно добраться, практически не упоминают о казаках, либо говорят о казачестве весьма сбивчиво. Донской архив, в котором, надо полагать, было немало ценного материала по данному вопросу, сгорел дотла в Черкасске (ныне станица Старочеркасская – прим. ред.) в 1744 году», – рассказывает Черемисов.
Бесергенев городок упоминается уже в XVI–XVII вв.
«В XVII веке низовые городки (расположенные на Нижнем Дону – прим. ред.) были более населёнными, чем верховые. В них могли проживать по несколько сотен казаков. Так в Маныче проживало не менее 500–600 казаков. Много казаков проживали в Раздорах, Бесергеневе и Багаевском», – говорит исследователь.
То берег левый, то берег правый
Интересно, что Бесергенев городок, по всей видимости, периодически менял своё месторасположение. Нынешняя Бессергеневская раскинулась на 18 км восточнее Новочеркасска, в Октябрьском районе области.
Как рассказывает Черемисов, первым по времени документом, содержащим перечень донских казачьих поселений и одновременно их очень краткую характеристику, является русская «Роспись от Воронежа Доном – рекою до Азова, до Чёрного моря сколько вёрст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех», которую историку-исследователю В. Н. Королёву удалось датировать предположительно 1593 годом. О будущей станице там говорится следующее: «Бесергенев. В 60 верстах от Нижних Раздор, на крымской стороне, 50 казаков. Против ево с нагайской стороны речка Сугарь и с степи, впала в Дон».
«Лет четыреста тому назад станица Бессергеневская была расположена на левом берегу Дона. Там и сейчас ещё видны следы прямоугольников, рвов, валяются обломки камня-ракушечника явно не естественного происхождения. Ежегодные весенние разливы Дона затопляли станицу месяца на два-три, с марта и почти по июль, и препятствовали дальнейшему её росту. Поэтому в начале семисотых годов станица была перенесена на правый более высокий берег, версты на четыре выше по течению от прежнего места. Немало поспособствовал этому переселению и случившийся, по-видимому, большой пожар станицы, когда уже не было никакого смысла вновь отстраиваться на старом месте», – рассказывает исследователь.
Но на новом месте через некоторое время растущей станице снова стало тесно. Тогда бессергеневцы вместе с церковью в конце XVIII века переселились на Аксайские бугры, расположенные в четырёх верстах от Дона, где река Аксай разделяется на два рукава. И только в начале XIX века станица переселяется на современное место.
Татарский след
С названием тоже всё сложно. Так, в росписи 1593 г. поселение упомянуто как Бесергеново, а в московской росписи городков 1594 г. как Бесергенев.
«Потом эта форма становится обычной и фигурирует в разных источниках», – рассказывает Павел Черемисов. Встречались также такие названия: Бусургенев, Берсенев, Берсегенев, Бесергенев. В тетради певчих дьяков 1696 г. оно обозначено Безсергеневом, а Татищев позже употребит форму Безсерганов. В дальнейшем установилась форма Бесергеневская. В последние десятилетия официально принятое название станицы вопреки традиции пишется с двумя «с».
«В названии станицы, – писал историк B.C. Сидоров, – отчётливый татарский, ногайский звук. Явно здесь что-то было до казачьего поселения; один из окрестных курганов именовался Кирпичным по находимым остаткам строений, и строили, жили бусурмане, как именовали на Руси татар, объединяя в одном слове два: бесермен, или бисермен, русифицированное бичермен, и мусульманин».
Есть также версии, что названием станица обязана хазарскому владыке Бозорг-хану или даже купцам, которые на караимском языке звучат как безергянлик.
«Что касается предлагаемой этимологии ойконима, то остаётся непонятным, почему «-мен» могло превратиться в «-ген». Нельзя ли допустить здесь словосложение (например, с участием юркского бесер – люди)?» – предполагает Черемисов.
Откуда мы?
«К концу XVII столетия станица Бессергеневская была довольно многолюдным населённым пунктом, – рассказывает Павел Черемисов. – Многие её жители свои фамилии унаследовали от прозвищ предков, а те получали их в зависимости от внешнего вида, характера, профессии или прежнего места жительства. Ясно, что предок Устюговых являлся выходцем из Великого Устюга, Саратовских – из Саратова. Денежкины вели свой род от денежника и чеканщика. Также и Болдыревых: болдырь – метис, сын казака и калмычки. От любителя хорошиться, любоваться собой пошли Щёголевы, от умельца вести россказни, точить балясы – Балышевы и т. д. За более чем 300 лет существования станицы сложились казачьи роды, потомки которых живут здесь и поныне. Это такие фамилии, как Кухмистровы, Черемисовы, Гудковы, Козловы, Медведевы, Морозовы, Артемовы, Осиповы, Поповы, Еремеевы, Терсковы, Ажиновы, Галдины, Куприяновы, Шелемякины».
Все любовно собранные знания Павел Иванович старается передавать подрастающему поколению. Не только старинные сведения, но и фото прошлого века, царских времён, советской эпохи. И, конечно же, он тщательно пишет летопись современной жизни станицы, ведь когда-нибудь сегодняшние будни и праздники тоже станут историей Бессергеневской.