Водить или не водить? Почему пожилые люди чаще попадают в аварии

В Азове 13 июля произошла авария. 86-летний мужчина сбил женщину на пешеходном переходе, и она попала в больницу. До этого ДТП с участием пенсионера случилось  в посёлке Целина: 74-летний мужчина сбил четырёхлетнего ребёнка, а сам получил травмы и попал в больницу.

   
   

Как часто пожилые люди становятся виновниками аварий на дорогах и почему? Что заставляет их самостоятельно водить машину, отказываясь от общественного транспорта? Выяснял корреспондент rostov.aif.ru. 

Оцениваем риски

По данным ГИБДД РФ за 9 месяцев прошлого года произошло 81 694 дорожно-транспортных происшествий с участием людей от 80-ти лет и старше. С участниками ДТП, которым больше 70-ти лет, за этот период это произошло 2 497 аварии - 3% от всех случаев.

На первый взгляд, это немного. Но стоит учитывать, что и пенсионеров, которые водят машину в таком возрасте тоже не так много. А вот тяжесть последствий ДТП с участием возрастных водителей одна из самых высоких. В  Ростовской области, по сообщению пресс-службы правительства региона, за 11 месяцев 2021-го года произошло 2 035 ДТП.

«У пожилых людей старше 65-70 лет риск попасть в аварию выше, — поясняет фельдшер скорой помощи Шолоховского района Елена Воронова. — С возрастом у людей снижается реакция, ухудшается зрение и обостряются хронические заболевания».

Сами водители тоже отмечают, что пожилые люди нередко создавали аварийные ситуации на дорогах из-за невнимательности.  

«Если человек получил права давно, но водит машину редко, у него пропадают навыки вождения. Так часто бывает у пожилых людей. Поэтому иногда они теряются на дороге или неадекватно себя ведут, - говорит водитель со стажем 29 лет Игорь Ф. – Кроме того, с возрастом ухудшается реакция. Сейчас стало очень много быстрых машин, и пожилые люди не всегда успевают реагировать на их манёвры».

   
   

Страх и бедность

Что же заставляет пожилых людей садиться за руль? Во-первых, это отсутствие денег на такси. В Ростове-на-Дону поездка в одну сторону обходится пассажиру от 150 рублей. Значит, за маршрут от дома до нужного места и обратно придётся заплатить 300 рублей. А если, поездки нужны каждый день? Многие пенсионеры вынуждены жить на прожиточный минимум, с 1 июня это 11 253 рублей в месяц. Этих средств не хватит, чтобы часто вызывать такси. Поездка на личной машине обойдётся дешевле.

Во-вторых, не все болеющие люди носят маски в автобусах. У многих пенсионеров  снижен иммунитет, и контакт с заражённым человеком может стать причиной болезни и возможных  осложнений. Страх заболеть заставляет ездить на личном авто.

В-третьих, некоторым пожилым людям, которые всю жизнь управляли автомобилем, сложно от него отказаться. Иногда бывает трудно добираться до автобусной остановки, ждать автобуса, а потом идти до нужного места. Проще доехать на машине.  Человек переоценивает свои способности и садится за руль. Хорошо, когда поездка заканчивается благополучно, но если во время неё у водителя произойдёт, допустим, сердечный приступ? Последствия могут быть самыми разными.

Что делать?

Старики за рулем — это большая проблема не только у нас, но и в Европе,  Америке, Китае и Японии. Как её решают за границей? Во многих странах для пожилых водителей есть законодательные ограничения. В Великобритании, например, не существует предельного возраста для вождения машины, но водители обязаны продлевать свои права после 70-ти лет каждые три года. А арендовать автомобиль разрешено только до 69-ти лет.

Возрастного ограничения для водителей нет также в Италии и Испании. Зато есть укороченные сроки для смены прав. В Италии после 75-ти лет обновлять права нужно каждые три года, в Испании — каждые пять после 65-ти лет.

В отличие от некоторых зарубежных стран, в России водители обязаны обновлять права каждые десять лет. Это распространяется на все возрасты. Поскольку у пожилых людей здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, было бы резонно после определённого возраста ввести более частое обновление прав, что могло бы снизить аварийность на дорогах с участием пожилых водителей. 

Ещё одно решение этой проблемы – организовать социальное такси для пенсионеров. Например, оно сможет возить стариков от дома до поликлиники, Пенсионного фонда, банка — и обратно. В Ростове-на-Дону с 2018 года социальное такси есть, но его услуги  не распространяются на пожилых людей. А жаль.

Ну, а пока юридических ограничений или социальных преференций для возрастных водителей у нас в стране не существует, главным способом обезопасить себя и окружающих от аварий остается самоконтроль. Прежде чем сесть за руль, пожилому водителю нужно тщательно взвесить все за и против. Иногда проще, дешевле и безопасней всё же воспользоваться общественным транспортом.