«Уезжают наши? Ну и правильно!» Почему одарённые музыканты покидают Ростов

Алекасанд Данилов и по сей день немало времени проводит со студентами в учебном классе. © / Виктория Головко / АиФ-Ростов

В этом году крупнейший музыкальный вуз Дона – Ростовская государственная консерватория имени Сергея Рахманинова отмечает полувековой юбилей.

   
   

О том, почему «в полку» ценителей академической музыки всё убывает, мы разговорились с человеком, возглавлявшим консерваторию четверть века, народным артистом РФ, профессором Александром Даниловым.

Досье

Александр Данилов. Родился в 1945 г. в г.Чистяково (Донецкая обл. УССР).

Окончил москов¬ский ГМПИ им. Гнесиных (ныне Россий¬ская академия музыки имени Гнесиных). Балалаечник-виртуоз.

С 1988-го по 2015 г. - ректор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

В 2002 г. в России был признан Руководителем года, в 2012-м - Персоной года.

Несколько лет назад имя Данилова стало известно и тем, кто от классической музыки далёк. Он, на тот момент ректор консерватории, публично возмутился мониторингом Минобрнауки России, причислившим этот донской вуз к неэффективным. Его открытое письмо «Оболганная консерватория» получило широкий резонанс. Чиновники вскоре признали параметры мониторинга не отвечающими специфике музыкального вуза, но Данилов в знак протеста всё равно ушёл с ректорского поста.

Сейчас он проректор по концертной и творческой работе Ростовской консерватории.

Пустой звук

Виктория Головко, «АиФ на Дону»: Александр Степанович, Ростов давно и по праву считается кузницей музыкантов и певцов. Однако многие из тех, кому удалось блеснуть, регион покидают...  Агунда Кулаева сейчас поёт на сцене Большого театра, Хачатур Бадалян, Анна Маркарова, Виктория Ястребова, Карина Чепурнова - солисты Ма­риинского театра. Анна Винницкая, которая входит в число самых одарённых молодых пианистов мира, живёт и работает в Гамбурге. Скрипач-виртуоз Никита Борисоглебский давно москвич. Прекрасный пианист Александр Яковлев всё больше времени проводит в Питере...

Александр Данилов: Уезжают наши? Ну и правильно делают... (говорит с грустью). Понимаете, у многих талантливых ребят нет возможности найти себе применение в Ростове. Тут нет условий, чтобы они оставались.

Кстати, мы ведь теряем не только блестящих выпускников консерватории, но уже и преподавателей. Вот недавно уехал в Израиль Дмитрий Шейнкман, который много лет был одним из ведущих педагогов по классу скрипки, воспитал целую плеяду скрипачей - лауреатов международных конкурсов. У него начинал и Никита Борисоглебский (музыкант, известный сегодня во всём мире), и скрипач-вундеркинд Саша Поспелов, перебравшийся в Москву. А что удивительного? Шейнкману предложили в Израиле нормальную плату за его труд. Покинул консерваторию и другой замечательный скрипичный педагог - Сергей Нестеров.

   
   
Александр Данилов: ещё пару лет теперешних безобразий, и взлёты консерватории останутся в прошлом. Фото: АиФ-Ростов/ Виктория Головко

Увы, мы теряем и совсем юные таланты. В 1992 году я добился создания при консерватории школы-одиннадцатилетки для одарённых детей. Так вот, немало ребят, особенно, если у родителей есть финансовые возможности, уже после этой школы стараются уехать в Москву или Питер, а лучше - за рубеж. Особенно охотно поглощают наши дарования Германия, Великобритания, США, Нидерланды, Италия, Испания.

- А что именно гонит таланты с Дона?

- Понимаете, это уже целый букет бед. Мне вообще кажется: ещё пару лет теперешних безобразий, и взлёты консерватории останутся в прошлом. Возьмите уже тот же колледж для одарённых детей при консерватории. Как 25 лет назад мы открыли его, отщипнув кусочек помещения от консерваторского студенческого общежития (ныне это облезлое тесное здание, помещения под классы толком не приспособлены), так он там и ютится.

А ведь была мечта - отбирать самых талантливых ребят со всего региона и даже с юга России! Сегодня немало детей в глубинке растут, даже не подозревая, что в них есть задатки хороших, а может, и гениальных музыкантов.

25 лет мы просим власти всех уровней не о таком уж дорогостоящем деле - предоставить какое-нибудь полноценное здание для этой школы, где можно было бы организовать и интернат. Но подвижек нет.

Сама наша консерватория - единственная в стране и мире, у которой нет того, что очень нужно, - полноценного учебно-репетиционного концертного зала. Конечно, больно обо всём этом говорить...

Здание Ростовской областной филармонии давно и физически, и морально устарело. Нужной материально-технической базы, акустики нет. Сколько уже об этом говорено. В последние годы власти области заговорили о намерении филармонию отремонтировать, подкрасить. Но все музыканты понимают: такое решение убийственно, оно на десятки лет превратит Ростов в провинциальный, захолустный с позиции современных культурных стандартов город.

Да, понятно, что сейчас нелёгкие времена. Но Ростову, городу-миллионнику, как воздух нужен хотя бы один, но современный филармонический зал, а не переделка уже имеющегося, негодного. Прибавьте, что замечательные концертные залы (не говоря о Москве или Питере) сейчас есть почти по всей стране - в Новосибирске, Омске, Казани, Самаре, Петрозаводске, Саратове, Белгороде, Владивостоке. Можно этот перечень продолжить.

Культ развлечения

- Ещё один больной вопрос - невысокие зарплаты музыкантов, преподавателей консерватории?

- Профессор получает 20 тысяч рублей. В самом лучшем случае со всеми надбавками - 25. Ведь это же позор. Водитель автобуса в Ростове зарабатывает больше. В академическом симфоническом оркестре средняя зар­плата музыканта – 12-13 тыс. руб. Будешь играть на первых пультах, заработаешь 20 тыс. или немного больше. Некоторые наши ребята-музыканты ночами и в праздники, чтобы прокормить семьи, подрабатывают таксистами. Летом можно увидеть именитых скрипачей на Пушкин­ском бульваре: они играют, им бросают деньги.

Впрочем, тут же есть ещё беда: не первый год львиная доля средств, которые государство выделяет на культуру, оседает в Москве. А остальная страна - на голодном пайке.

А вообще сегодня в нашей сфере многое держится на том, что не перевелись ещё идеалисты, которые всё-таки посвящают жизнь той же классической музыке. Но их становится всё меньше. Когда в 1971 году я по распределению приехал в Ростов, конкурсы в нашу консерваторию составляли 10 человек на место. Сейчас если на одно место двое желающих, это уже хорошо. А во многих музыкальных вузах России не первый год недобор.

- В своих интервью вы не скрываете: тех, кто любит классическую музыку, в Ростове да и во многих других населённых пунк­тах России всё меньше. Как сделать так, чтобы аншлаги в филармониях стали обычным делом, как влюблять в классику? Например, ростовский пианист Александр Яковлев уже не первый год выступает и в роли просветителя. Оплачивает аренду зала и организовывает в донской столице концерты известных музыкантов. Афиши делает сам. Ездит по крупным предприятиям, зазывает на эти концерты людей. Причём делает всё не ради заработка: нередко остаётся в минусе.

- В мае Саша Яковлев организовал в филармонии совместный концерт с Олегом Аккуратовым - ещё одной легендой, связанной с Ростовом, выпускником нашей консерватории. Олег - незрячий молодой человек, но при этом он гений (это тот случай, когда такой термин можно использовать). Как джазовому пианисту ему в России сегодня нет равных! Он родом из Ейска, но сейчас живёт в Ростове. Хотя я бы сказал так: Ростов просто его временное пристанище. Так вот, вечер дуэтной фортепианной музыки, который подарили публике Саша Яковлев и Олег Аккуратов, был фантастическим, достойным лучших музыкальных площадок мира!

Хотя, конечно, тем, что делает Саша Яковлев, должно бы заниматься руководство нашей филармонии, но увы.

А что касается пропаганды высокого искусства... В  цивилизованном мире слушателей, которые ходят в филармонические залы, всё больше! Что нужно, чтобы люди потянулись к настоящему? Нужен, опять же, хороший зал. В Ростове же музыкальным храмом искусства, куда приятно войти, где красивые интерьеры, хорошая акустика и пр., пока является лишь Музыкальный театр.

Необходимо и то, что уже имелось в советское время. Тогда водили школьников в филармонии и театры. На заводах организовывали «рабочий полдень»: небольшие оркестры и солисты приезжали на предприятия, и часть обеденного времени отдавали под концерт.

А какие замечательные музыкальные передачи, концерты и спектакли звучали по радио! Понимаете, сегодня заниматься всем этим труднее: люди развращены желанием лишь развлекаться. Но без такой вот внутренней работы нация развиваться не сможет!

Лепта в общее дело

- Не хочу прослыть хвастуном. Однако наша консерватория тоже старается внести свою лепту в дело музыкального просвещения. В последнее время наши учащиеся и преподаватели ежегодно дают около 700 концертов. И вход на все - бесплатный! Организуем выступления и по области, и на Северном Кавказе.

- Немало мероприятий, приуроченных к 50-летию консерватории, уже позади. Но правда ли, что какие-то приятные сюрпризы поклонников академической музыки ещё ждут?

- Отчётные концерты действительно прошли. Что приятно, с большим успехом - залы филармонии, ДГТУ, консерватории были набиты битком. Однако подарок ростовчанам и гостям города ещё преподнесём. 7 декабря в Музтеатре организуем гала-концерт, в котором примут участие и блистательные музыканты, вышедшие из стен консерватории, а ныне выступающие на сценах Большого, Мариинского, других театров. Обязательно сыграет наш Студенческий симфонический оркестр. Надеемся, что ценителей классического искусства не разочаруем.