Символизм и этимология. Осетинский культурный код на берегах Дона

Осетины принесли Дону славу, важно и сейчас держать высокую планку. © / Эдуард Киргуев / Из личного архива

В Ростовской области около двух тысяч осетин. Какой след они оставили в регионе и что у них общего с русскими, «АиФ-Ростов» рассказал руководитель осетинской общины Ростова-на-Дону Эдуард Киргуев.

   
   

Не заходить за черту

Михаил Кругликов, «АиФ-Ростов»: Эдуард Константинович, почему именно община, а не диаспора?

Эдуард Киргуев: Вообще слово «диаспора» – это про тех, кто приходит извне страны.

Кроме того, само понятие диаспора дискредитировано, воспринимается зачастую как сообщество, члены которого пробивают решения в судах и вытаскивают своих преступников. Хотя в мире есть и другой опыт работы, как, например, в Великобритании. Все мигранты проходят там некий фильтр через диаспоры, которые субсидируются правительством. Мигрантам помогают социализироваться в новой среде, выучить язык и законы. Этот буфер помогает им встроиться в новое общество. Думаю, что поскольку после распада СССР прошло много времени, то и у нас такое взаимодействие с диаспорами было бы полезно для всех.

– Вообще, как на Дону появились осетины?

– Община складывалась в 1950-е годы прошлого столетия следующим образом – это были люди, которые получили высшее образование и по распределению попали сюда. Среди них было много специалистов высокого уровня. Этот костяк сформировал общину и отношение к ней как к людям с высокой культурой и образованностью. Осетины на Дону часто стали собираться вместе ещё при покойном Иссе Александровиче Плиеве – дважды Герое Советского Союза, бывшим тогда командующим СКВО.

Вторая волна осетин на Дон пришла уже после распада СССР, когда люди приехали из Южной Осетии и внутренних районов Грузии. Они встречались друг с другом, потому что была потребность пообщаться на своём языке и с понятными культурными ориентирами.

Со временем, когда выросли дети, появилась необходимость знакомить их друг с другом. Тогда перед общиной стояла задача социализации людей, несмотря на то, что противоречий с русской культурой у осетин нет, мы достаточно близки. В своё время я даже испытывал некоторую неловкость от того, насколько хорошо, тепло к нам относятся здесь. Это, конечно же, благодаря тем нашим соплеменникам, которые жили на Дону и оставили о себе и своём народе хорошую славу. Среди них ведь есть те, кто составлял славу Ростова и области. Так, Александр Сергеевич Рамонов в своё время руководил совхозом, занимавшим второе место в области. Покойный Захар Ильич Кочиев много лет отработал главным инженером на картонажной фабрике, главным инженером при строительстве тогда самого высокого здания города «Атоммаша», также был нашим земляком. Знаменитую школу борьбы братьев Самургашевых долгое время возглавлял осетин Керим Давыдович Тибилов. Лучшим транспортным предприятием области многократно признавалось АТП-3, возглавляемое Вячеславом Тазеевичем Караевым. Список можно продолжать и продолжать. Наша задача – оставаться на этом уровне.

Досье
Эдуард Константинович Киргуев родился в1968 году. В 1986-м переехал в Ростов-на-Дону, поступив на отделение журналистики филологического факультета РГУ. С 2007 года руководит местной осетинской общиной.
   
   

– Что для приезжих молодых людей стало самым сложным?

– Самое сложное для молодых людей – это ощущение безнадзорности, когда ты приехал из-под присмотра старших и возникает иллюзия, что здесь всё можно. И для предотвращения глупостей им достаточно было просто знать, что тут тоже есть старшие осетины, которые в случае чего могут как помочь, так и поставить в рамки. Хотя актуальность этой задачи также сходит на нет: сейчас, когда интернет сделал коммуникации общедоступными, приезжающая молодёжь почти ничем не отличается от тех, что живёт здесь.

– Правда ли, что осетины – люди спокойные, но если вывести их из себя, то уже не остановить?

– Да. Наша особенность – резкость в переходе от благодушного и открытого состояния к готовности дать отпор. Если человек перешёл черту, то перестройка будет резкая и там остановки уже не будет. Знаю даже по себе: люблю посмеяться и расположить человека, сам получаю от этого большое удовольствие! Но если речь идёт о неприятностях, то у визави останется два варианта: извиниться или бежать.

– А сохраняются ли на Дону осетинские традиции, обычаи?

– Мы стараемся хранить то, что досталось нам от предков. К сожалению, это чаще носит уже некий обрядовый, иногда даже декоративный характер, но тем, кто задаёт вопрос, почему так, есть ещё кому ответить, подробно рассказать, что стоит за тем или иным обрядом, обычаем, традицией.

Есть определённые праздники, которые осетины отмечают везде, в том числе и в Ростовской области. В ноябре, например, день Святого Георгия – он считается покровителем Осетии, мужчин и воинов. Также в Ростовской области есть новое святилище. Ныне покойный Руслан Качмазов, проведя определённый обряд, испросив разрешение, вывез из святилища в Осетии камень и установил на даче в хуторе Октябрьском. Каждый год мы там собираемся и празднуем Ног Дзуар.

Отмечу, кстати, что большой интерес к нашей культуре, традициям, верованиям проявляют и русские ребята. И в нашем танцевальном ансамбле «Фарн» занимаются большей частью русские дети. В связи с пандемией ансамбль пока не репетирует, но, надеемся, что скоро снова всё будет работать.

– Слышал, что в осетинской культуре важную роль играет символизм…

– Несомненно. Но и эта часть культуры сейчас уже нуждается в некоей расшифровке, чтобы люди понимали значение тех или иных символов. Например, те же самые три осетинских пирога, без которых невозможно представить ни одно официальное застолье, символизируют три мира – нижний, наш и верхний – мир небожителей. Это имеет сакральный смысл. И у нас нет тостов – это молитвы, которые в строгой последовательности произносят за столом. Первая из них вне зависимости от причины собрания за столом это хвала создателю.

– Меняется ли со временем кухня?

– Современная осетинская кухня стала фантастически вкусной благодаря проникновению в неё кухонь всего Закавказья, а также русской, казачьей, европейской, азиатской. Изначально бедная, по сути, кочевая кухня обогатилась настолько, что сейчас Владикавказ в рейтинге самых «вкусных» городов занимает пятое место. На первом месте, чем я горжусь не меньше – наш с вами Ростов!

Смысл слов

– Как поддерживаются культурные взаимоотношения с республиками?

– До Владикавказа всего 700 километров, я езжу туда каждый месяц. Чувства оторванности от исторической родины сейчас нет. Раньше, может быть, оно и случалось, поскольку коммуникации не были настолько плотными. Сейчас благодаря видеозвонкам и транспортной доступности дистанция сокращается.

– Как сохраняется язык?

– Во-первых, отмечу, что он сам по себе уникальный. Даже во всём Советском Союзе было только два языка древней иранской группы – таджикский и осетинский. Соответственно, в России такой народ один и признан ООН исчезающим. Язык фантастически древний, и это иногда пробуждает лингвистический интерес. Когда со стороны слышишь родной язык, то начинаешь его иначе воспринимать и он кажется, действительно, фантастическим! В нём есть овеществлённая ментальность. Конечно, в любом языке можно докопаться до корней и одно слово можно развернуть в предложение. Приведу пример такой народной этимологии: слово ахурдзау по-осетински означает школьник. Но если слово разложить на части, то получится так: а – этот, хур – солнце, свет, дзау – приключение, путешествие, охота. Получается, школьник – тот, кто пошёл в путешествие или охоту за светом. И ты понимаешь, что одно слово – целый рассказ.

Вообще, стержень нашего воспитания, ментальности – в нашем эпосе. Как мусульмане знают Коран наизусть, чтобы не позволить исказить его суть, так и у нас ведь ещё до войны были состязания сказителей Нартского эпоса. Это передавалось из уст в уста. И тут есть интересный момент. Центральная фигура эпоса – Шатана, это женское имя. Многие стесняются произносить это имя из-за созвучности с сатаной. На самом деле это шау – чёрный, глубокий, чистый и тана – вода. То есть, глубокая вода, или родник, что по-осетински звучит как суадон. Родник, источник жизни. Такая вот древняя память о воде как источнике всего живого. Интересно…

– Есть ли перспективы объединения Северной и Южной Осетии?

– Я думаю, что в ближайшем будущем этого не будет, равно как и с Абхазией. Изменить границы сейчас крайне тяжело, без последствий – особенно. Но культура в Северной и Южной Осетиях одинаковая, различий не больше, чем между ростовчанами и батайчанами.

– Как определить осетина? По каким чертам?

– Я своих, действительно, могу отличить – по открытости и доброжелательности, изначальной готовности воспринимать чужого как хорошего человека. Это формирует во многом отношение к нам и наше к миру. Мой отец, когда провожал меня в армию, говорил: «Важны три вещи. Первое – постарайся вернуться домой. Вторая – постарайся вернуться домой здоровым. И третье – никогда не предай своего друга. А если ты это сделаешь, то первые два пункта уже не нужны».

– Источник такого отношения в культуре?

– Думаю, это проистекает из стеснённых условий некоего «общежития» в горах. Но это вызывает не агрессию, а понимание, что ты никуда не денешься от своих соседей. Это открывает тебя к тому, что присуще и русским – соборности.

Рецепт от Эдуарда Киргуева

Самое простое – самое вкусное. Отварите на медленном огне говядину, лучше голяшку. Не торопитесь. Пусть себе варится. Часа 3 точно. Не забывайте снимать пену. Сварилось? Соль, перец добавили? Ну, вот и всё. Теперь достаём мясо из кастрюли, разливаем прозрачный и очень крепкий бульон по глубоким мискам, щедро посыпаем мелко нарубленной зеленью, кладём туда же толчёный чеснок и часть разваренного мяса. Главный ингредиент блюда – хорошие друзья за одним столом.