Портрет Возлюбленной. Как простой снимок превращается в искусство

Ольга Возлюбленная / Из личного архива

Живая цифра

Шестнадцать лет назад наша газета писала про известного ростовского хирурга Евгения Возлюбленного.

Досье
Ольга Возлюбленная. Родилась в 1957 году в Ростове. Окончила РГМПИ, по специальности «теория музыки». В 2002 году открыла фотостудию, которая работает по сей день. Замужем 42 года. Есть сын и трое внуков.
   
   

Необычная фамилия врача оказалась говорящей: более сорока лет назад он встретил любимую женщину, с которой счастливо живёт до сих пор. Никто и предположить не мог, что публикация резко изменит их жизнь.

Тогда на интервью на пару с корреспондентом пришёл и наш бывший штатный фотограф, редакционный старожил Виктор Филиппович Погонцев, которого к огромному нашему сожалению не стало три года назад.

Работал он тихо, незаметно, как настоящий профессионал, не отвлекая героев от беседы. Весь его талант проявлялся после выхода статей, когда иллюстрация не просто дополняла текст, а создавала ту самую общую неповторимую картину, за которую читатели и любят «АиФ на Дону».

Так произошло и в случае с Возлюбленными. Семейный портрет, на котором муж и жена, казалось бы, просто стояли рядом, поразил героев своей глубиной.

Заботливое прикосновение руки, тот самый поворот головы к родному плечу, нежный взгляд… Так Ольга Возлюбленная, полжизни проработавшая в музыкальной школе, решила всерьёз заняться фотоделом.

Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Ольга, не страшно было начинать всё с нуля?

   
   

Ольга Возлюбленная: Конечно, страшно! Я же до этого фотоаппарат даже в руках не держала, а тут пошла сразу купила профессиональную технику, стала вдохновенно снимать и с пачкой фотографий отправилась к вам в редакцию, к Виктору Филипповичу.

Он всё окинул взглядом и сказал самое главное: глаз хороший, видишь суть. Но тут же предупредил, что это ничего не стоит, если человек не готов вкалывать часами. Научить искусству фотографии невозможно.

До всего нужно дойти самому банальным методом проб и ошибок. Сейчас, оборачиваясь назад, я понимаю, что согласно закивала ему в ответ только потому, что не представляла этот объём работы.

Ольга Возлюбленная: «Несмотря на годы работы, я до сих пор не знаю, как получается удачный кадр» Фото: Из личного архива/ Ольга Возлюбленная

Но пошла штудировать справочники по фотоделу, разбиралась в настройках камеры, узнавала особенности жанровой съёмки, как правильно выставить свет и так далее. А через полгода замахнулась на собственную студию.

Теорию нужно было оттачивать на практике. К счастью, тогда же ко мне пришла моя незаменимая помощница и правая рука дизайнер Полина Козлова, с которой мы работаем по сей день. Но, честно говоря, несмотря на годы работы, я до сих пор не знаю, как получается удачный кадр.

Это всегда загадка. Да, в нашем деле набить руку необходимо, но можно знать, как выставлять диафрагму, правильно поставить людей, обработать снимок, и при этом на выходе получить безликую картинку. Наверное, тот самый «хороший глаз» и является секретным ингредиентом хорошей работы.

Сейчас вылетит птичка

- Так вот как понять, что эта работа - хорошая? Сегодня, в век фотошопа, каждая вторая мамочка в декрете покупает профессиональную камеру и тут же даёт объявление в Интернете о том, что готова недорого снять свадьбу, роды, крестины…

- Определить, что фотография стоящая, довольно легко: она цепляет, не оставляет равнодушным. Много из тех снимков, которые щёлкают эти мамочки, потом висят до­ма на стенке?

А ведь хорошая работа, как хорошее вино, с годами становится только лучше. Более того, считаю, что хороший портрет и снять может только человек, проживший жизнь, накопивший опыт, эмоции, впечатления, культурный багаж, в конце концов.

Я работаю в пределах своей студии, снимаю людей. Считаю, что сколь бы пейзаж, натура не были привлекательными, без человека они лишены содержания, важно запечатлеть именно образ. Но этот образ нужно ещё увидеть, иногда даже найти.

Бывает, приходят женщины, которые потом плачут, когда получают готовые снимки. Говорят, что всю жизнь считали себя некрасивыми, им об этом говорили в семье, потом подбавлял комплексов муж. Она и под прицелом камеры сначала не знает куда себя деть.

Ольга Возлюбленная «Я снимала таких старушек, это что-то невероятное - столько достоинства и красоты». Фото: Из личного архива/ Ольга Возлюбленная

А я вижу, что у неё, допустим, изящные руки, необыкновенная линия шеи, потрясающий цвет глаз, какая-то прядка беззащитно выбивается, и всё, я хватаю эту ниточку и распутываю клубок, и там оказывается такая благородная красота, или сексуальность, или очарование.

Она сама себя рассматривает и не узнаёт, забыла, что это в ней есть, не придумано и не натянуто, просто где-то глубоко похоронено за бытом, за всей этой суетой.

У нас почему-то этим страдают многие женщины, просто берут и задвигают себя в пыльный угол, хотя там ещё столько сил и огня! Планирую даже запустить специальный проект, чтобы дочери дарили своим мамам несколько часов удовольствия в студии, которые забывают, что они ко всему прочему не только рабочие лошадки.

И в девяносто можно выглядеть ухоженно и красиво. Я снимала таких старушек, это что-то невероятное - столько достоинства и красоты.

Хочу ввести моду на красавиц за сорок, как когда-то ввела на беременных моделей и стала одной из первых в Ростове снимать будущих мамочек с животиком.

- Чтобы потом в этих красавиц влюблялись по фотокарточкам?

- Вот вы шутите, а между прочим такая история у нас случилась на самом деле, и не с кем-нибудь, а с участником группы «Корни» Александром Бердниковым.

Известно, что сам он чистокровный цыган, а я несколько лет назад снимала нашу ростовскую цыганочку, молодую студентку Ольгу с таким непривычным типажом - она светленькая, блондинка. И вот кто-то из знакомых показал Саше в Москве её портрет.

Он сам потом в многочисленных интервью признавался, что влюбился в свою будущую жену с первого взгляда именно по фотографии. Специально прилетел в Ростов, чтобы с ней познакомиться, и засватал уже через месяц. В итоге они сыграли свадьбу, и у них уже четверо детей. И таких историй в студии бесконечно много.­

«Определить, что фотография стоящая, довольно легко: она цепляет, не оставляет равнодушным» Фото: Из личного архива/ Ольга Возлюбленная

Нескучная классика

- У вас в запасе, наверное, много таких историй, связанных со звёздами, ведь вы больше десяти лет работаете с Ростовским музыкальным театром, снимаете знаменитых и начинающих артистов для афиш или во время гастролей в городе.

К 85-летнему юбилею Ростовского музыкального театра состоялась персональная выставка фотографа Фото: Из личного архива/ Ольга Возлюбленная

- Да, два года назад, как раз к 85-летнему юбилею театра, в его фойе прошла большая выставка  моих работ, на которых были запечатлены такие известные любимцы публики, как, например, Денис Мацуев и Марк Розов­ский, и те, о ком только начинают говорить. 

Работ оказалось столько, что выставить удалось лишь малую часть. В этом году театр также решил повторить выставку, но уже, разумеется, с новыми персонами.

- А студия, замкнутое пространство, не ограничивает вас как художника?

- Это распространённый стереотип, что в студии получаются повторяющиеся сюжеты, что в пределах четырёх стен невозможно сделать что-то эдакое. 

Я много путешествую и в каждом городе, неважно в России он находится, Европе или Штатах, иду в музеи и рассматриваю старые снимки. Они прекрасны своей обстоятельностью, где продуман каждый жест, каждая складка на одежде.

Глядя на них, понимаешь, что поход к фотографу стал для этого человека событием. И мне очень хочется удержать это отношение сегодня, в мире, где многое становится одноразовым. Не только фотографии, щёлкнутые на бегу на телефон, но и отношения.

Жанр классической постановочной фотографии предполагает работу именно с человеком. Это не про стол, стул, диван и красивый канделябр. Хотя они могут украсить кадр. Это про нежность мамы, про любящий взгляд мужчины и женщины, проживших годы вместе, гордость родителей за повзрослевших детей, восхищённый взгляд жениха на невесту, про мудрые глаза старика… Это про нашу с вами жизнь.

Однажды на наших глазах чуть не разыгралась настоящая драма. Несколько лет я работала с девушкой, которая сначала приходила ко мне сниматься сама, потом привела жениха, затем была съёмка беременности и новорожденного.

«Мне близки самые простые ценности: любовь, семья, дети, уважительное отношение к старикам» Фото: Из личного архива/ Ольга Возлюбленная

И вот как-то эта семья пришла в очередной раз, и она шепнула мне, что, скорее всего, эти фотографии будут последними, пара собралась разводиться и решила запечатлеть себя напоследок для сынишки.

Мне было так больно видеть, как умирает эта семья, что во время работы не смогла сдержать эмоции, рисовала им их будущую счастливую жизнь вместе, говорила, что скоро встретимся после первого звонка, когда они поведут своего мальчишку в школу, а потом они будут самыми красивыми родителями на его выпускном, и, дай Бог, свидимся на свадьбе, и буду ждать их с внуками.

Когда они ушли, я разве что не плакала. Зато потом, после того, как уже забрали фото, эта женщина пришла ко мне с цветами, благодарила за то, что я не дала им совершить эту страшную ошибку.

Фотография должна давать определённые впечатления как автору, так и зрителю, с помощью искусства можно транслировать разные идеи. Мне близки самые простые ценности: любовь, семья, дети, уважительное отношение к старикам. Звучит, может быть, и банально, но воплотить всё это в жизнь почему-то удаётся немногим.