Наши на «Титанике». Истории россиян, оказавшихся на борту лайнера

«Титаник», который казался незыблемым, потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом. © / Don Brynelsen / flickr.com

Гибель «Титаника» стала самым известным кораблекрушением в истории человечества. В ночь с 14-го на 15 апреля 1912 года крупнейший на тот момент пассажирский лайнер, совершая свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом.

   
   

Судно, названное создателями непотопляемым, ушло на дно вместе с 1517 пассажирами и членами экипажа. Среди тех, кто купил билет на «Титаник», были и русские подданные. В том числе и наши земляки...

Панихида по герою

Первые сообщения о трагедии посреди Атлантики появились в русской прессе лишь спустя четыре дня, да и то в виде небольшой заметки в «Петербургских ведомостях». Сообщалось, что все пассажиры спасены проходящим мимо пароходом, а «Титаник» держится на плаву.

Об истинных масштабах катастрофы журналисты узнали далеко не сразу. Как, впрочем, и о числе тех, кто находился в ту страшную ночь на борту: точные списки находились у капитана корабля и были утеряны безвозвратно, имена пассажиров восстанавливали по остаткам документов.

Во время заупокойной панихиды по погибшим российским подданным в Адмиралтейском соборе священник назвал лишь одно имя - Михаил Жадовский. О подвиге этого пожилого дворянина тогда писали все европейские газеты. За героизм в русско-турецкой войне он был награждён двумя орденами Святой Анны, что, впрочем, не спасло его от финансовых долгов.

Разорившийся Михаил Михайлович был вынужден искать работу на чужбине. Случай свёл его с одним из владельцев судоходной компании «Уайт Стар», который, оценив порядочность русского офицера, предложил ему стать главным казначеем на новом трансатлантическом лайнере.

Михаил Жадовский - отставной капитан 4-го стрелкового батальона Императорской фамилии, утонувший на «Титанике» Фото: "Газетные старости"

Во время крушения «Титаника» Жадовский с кассой должен был одним из первых занять место в спасательной шлюпке. Однако он остался на борту, уступив его пассажирке из третьего класса. Вскоре на имя сына Жадовского, жившего в Петербурге, пришло письмо из Франции. Некая Жозефина де ля Тур сообщила ему о по­следних минутах жизни отца, который до последнего помогал надевать спасательные жилеты на женщин и детей. Именно он спас ей жизнь, вложив на прощание в руку записку с адресом родных...

   
   

Впрочем, позже выяснилось, что отставной капитан являлся далеко не единственным подданным Российской империи, чья жизнь оборвалась на «Титанике». По данным историков, около ста замёрзших в воде насмерть пассажиров имели при себе паспорта с двуглавым орлом. В том числе и выходцы с Дона. Но почему же их имена не поминались в заупокойных молитвах?

На родине они считались опасными сектантами из религиозного движения «Новый Израиль». В середине 19-го века крестьянин Перфил Катасонов решил, что действующая церковь погрязла в грехах, и объявил себя истинным последователем Христа. Раскольник отказался от постов, икон и провозгласил, что руководить поступками человека должна его совесть, а не страх перед Богом. У новоявленного пророка нашлось много последователей на Дону и Кубани. Но еретиков довольно быстро стали притеснять, и тогда они решили отправиться в веротерпимые Штаты.

«Титаник» в гавани Корка Фото: Автор неизвестен. Фото сделано 11 апреля 1912 года - Центр наследия Коба, музей в Кобхе, Ирландия/Википедия

Билет в один конец

Донской краевед Владимир Потапов, чьи предки были новоизраильтянами, при жизни выяснил, что  из Весёловского района массово отправились в Америку десятки семей.

В том числе эмигрировали 20 человек: Евгений Драпкин, Евгений Перкин, Геннадий Слоковский, Дмитрий Денков, Константин Иванов, Дмитрий Маринко, Михаил Марков, Филимон Мелкевук, Иван Минев, Назар Минков, Дмитрий Митков, Пётр Найдёнов, Дмитрий Нанков, Василий Плотошарский, Александр Радев, Иван Станев, Тимофей Краев, Николай Малинов и его дед Иван Мишин.

Добравшись до французского Шербура, они на собранные общиной деньги купили самые дешёвые билеты на первый корабль, идущий в Америку. Родным телеграфировали: «Сели на пароход. До встречи». Но встретиться им с близкими было не суждено...

Донской краевед Владимир Потапов в молодости. Фото: Из семейного архива

«Свёкор рассказывал, что в 1925 году в Россию вернулась его тётя. Она вспоминала, что один из её родственников по фамилии Мишин сел на «Титаник». Якобы кто-то из знакомых видел, как он поднимался по трапу на лайнер, и потом написал об этом в колонию эмигрировавших новоизраильтян.

Эта семейная легенда всю жизнь будоражила Владимира Алексеевича, который стал по крупицам собирать все факты о россиянах, находившихся на затонувшем корабле, разыскал список с их фамилиями и в итоге написал об этом книгу, - говорит невестка Владимира Потапова Людмила Михайловна. - Так что мой муж и его два брата, которые сейчас живут в посёлке Весёлый, возможно, правнуки одного из пассажиров «Титаника». К сожалению, фотографий предка, который хотел найти своё счастье, купив роковой билет, в семейном архиве не сохранилось».

То, что на «Титанике» плыли наши земляки, подтверждает ещё одна история. В архивных списках тех, кто выжил в катастрофе, есть справка о безымянном подданном Российской империи. Американский чиновник сделал на документе пометку, что счастливчик прежде жил на Дону, сам родом из казаков, а за океан поплыл в поисках лучшей доли.

Спасся он по счастливой случайности. Его укачало в трюме, где располагались каюты третьего класса. Выйдя подышать ночным воздухом, он обнаружил, что все выходы из отсека для бедных перекрыты, а наверху явно творится паника. Мужчина умудрился прорваться наверх, но места в шлюпке для него не оказалось. Казак бросился в воду, где ему удалось зацепиться за какой-то обломок. Более того, он затащил на него тонущую женщину. Вместе с другими потерпевшими крушение их подобрала проходившая мимо «Карпатия», доставив в Нью-Йорк.

Море житейское

О том, как дальше сложилась судьба дончанина, история умалчивает. Известно лишь то, что он стал одним из немногих пассажиров третьего класса, которым удалось выжить. К шлюпкам их попросту не допустили.

При этом, например, в одной из лодок, рассчитанной на 65 мест, находились всего 12 человек: один из состоятельных пассажиров заплатил семерым членам экипажа, чтобы те вывезли его семью, отталкивая вёслами всех, кто цеплялся за борт.

Признаки подобного социального расслоения наблюдались и после. Корабль, который был отправлен компанией «Уайт Стар» на поиски погибших, под­нял тела только тех, кто плыл первым классом.

Это было не просто кораблекрушение - модель мира, который казался незыблемым, но внезапно пошёл ко дну.

Трагедия обнажила истинных героев и подлецов. Оркестр, который до последнего играл среди крика и хаоса; священник, исповедовавший на шлюпочной палубе всех желающих, люди, отказавшиеся от своих спасательных жилетов... И радисты в радиорубке, которые передавали на берег частные телеграммы за чаевые и поэтому пропустившие предупреждение о близости айсберга. Переодетые в дамские платья мужчины в шлюпках, женщины, выбрасывающие в воду чужих детей... Всё, как в жи­тейском море.