Лет двадцать назад моей соседкой по коммуналке в старом центре Ростова была проводница Надя. Дома она появлялась несколько раз в месяц и, когда появлялась, тут же наполняла наш общаковский облезлый коридор запахом поезда: угля, свежего постельного белья, чая, огурцов – приключений.
Интересная работа
День Надя отсыпалась, а потом начинала стирать и жарить огромные сковороды котлет, чтобы её дочка-подросток не голодала, когда маму носит по стране. Пока она готовила, я крутилась на кухне и расспрашивала про дорожные приключения.
Надя рассказывала нехотя, и всегда рефрен был один: как бы не менялись времена года, города и политические события, в каждой поездке будет проблемный пассажир. Зловредные старушки, требовательные фифы, выпившие мужики, гиперактивные дети - список был очень длинный.
- Надь, вот у тебя работа интересная! - восхищалась я.
- Интересная-то интересная, только дочери своей я такого не пожелаю. И тебе тоже. Там надо нервы иметь!..
И вот мне 43, я имею нервы и в силу работы часто езжу на поездах. И практически в каждой поездке вспоминаю Надю. Иногда из-за людей, а иногда из-за историй. Хотя случаются они, всё реже, изменился мир.
Поезда сейчас комфортабельные, с кондиционерами, вайфаем, а часто и телевизором. Уже редко кто берёт с собой варёные яйца и жареную курицу - в новых поездах вам приносят обед. Уже мало кто решает сканворды - у всех есть телефоны. Да и разговаривают из-за этих телефонов люди мало - цифровой мир закрыл дорожные исповедальные. Поздоровались при входе в купе, попрощались при выходе, и всё - ни имени, ни истории, ни послевкусия от случайной встречи.
Поэтому, когда ты вдруг натыкаешься на старый поезд, где нет вайфая, закрывается на санитарную зону туалет и вместо кондиционера работает веер из газетки, удивляешься, а иногда даже радуешься.
Завтрак в пустом вагоне
...Пару лет назад аккурат перед пандемией в новогодние дни я уезжала из Москвы на бишкекском поезде. Садилась ночью в совершенно пустой вагон. Испугалась даже: не будет ли, как в стихотворении Маршака про человека рассеянного?
Но проводница - луноликая красивая киргизка успокоила, что в первые новогодние дни у них на линии всегда так. Киргизы, которые работают в Москве, уже уехали на праздники домой. И до рождества вагоны будут почти пустыми.- Вы утром манты хотите? - вдруг спросила она.
- Что?
- У нас в вагоне-ресторане делают манты. Вы в вагоне одна. А мне надо как-то ухаживать за пассажирами. Хотите, я вам на завтрак манты принесу?
- Я могу и сама дойти. Но хочу, конечно, спасибо.
Она кивнула, улыбнулась, пожелала доброй ночи и ушла. А я легла спать. Было прохладно, но я стащила с соседних полок ещё два одеяла, накрылась с головой и уснула.
Утром, часов в девять, проснулась оттого, что рядом со мной стоял кто-то тёплый и сильно пахнущий чем-то очень вкусным, парким и сочным. Бараниной?
Я открыла глаза и увидела большую, словно снеговик, женщину в поварском халате. В руках её был такой же большой, накрытый крышкой и укутанный тулупом таз. В тазу, как нетрудно было догадаться, лежали горячие, только что приготовленные, манты.
- Это вы для меня?
- Для вас! - улыбнулась повариха. - Сколько брать будете?
- А сколько они стоят?
Я испугалась, что за такой сервис в цену мантов будет включена и стоимость билетов отсутствующих пассажиров. Но повариха назвала самую обычную, даже невысокую цену - сорок пять рублей.
- Да, пять!
Таких вкусных мантов я не ела никогда. Может из-за того, что они были поданы вот так, как королеве плацкарта. А может, потому что было чудное зимнее утро и за окном всё бежали и бежали озябшие степи, леса и озёра моей родины. Такой разной, такой необычной и никогда не приедающейся...
Кто в тереме живёт?
Тот случай, когда я была одна на весь вагон, уникальный. Чаще вы едете в плацкарте, как в теремке на колёсах, и перед вами разворачиваются сюжеты, которые просто так и не выдумаешь.
...Мы с сыном ехали в отпуск. Садились в свой плацкарт в Ростове в поезд, который шёл в Кисловодск из Питера.
И там же, в Питере, двое суток назад в него загрузились две дамы среднего возраста. Обе расстроенные: первая с разбитым сердцем, вторая вызвалась это сердце подлечить. Лечить ехали в Пятигорск - там, как я поняла из разговора, надо было вызвонить какого-то Серёжу, чтобы он подогнал друга. И вот этот друг должен выступить пластырем для разбитого сердца питерской подруги.Готовясь к встрече, дамы тихонько разливали коньяк и негромко обсуждали произошедшее: вспоминали подробности жизни «разбитого сердца» в браке, обсуждали особенности характера изменщика-мужа и повороты биографий близкого окружения.
Разговор шёл всю ночь, прерывался несколько раз на долгих станциях - дамы бегали в магазин, возвращались с мороженым и чем-то в стеклянных бутылках. Опять шептали, смеялись и плакали - под утро затихли.
А когда добрались до Минеральных Вод, вдруг выяснилось, что из кошелька первой исчезли пять тысяч рублей.
Дамы возмутились - начался поиск, подъём матрасов, допрос соседей и обещание вызвать полицию. Когда возмущение пострадавших, а также нас, нечаянных соучастников этих событий, дошло до пика, появилась проводница. Уставшая, явно уже много повидавшая женщина. Она присела напротив подруг, достала блокнот и ручку и сказала:
- Ну, давайте считать. Сколько денег у вас было, когда вы сели в поезд? Сколько осталось, когда проехали сутки? Сколько раз на долгих станциях вы бегали в магазин? Что и сколько там покупали?
Дамы тужились, вспоминали, вспоминали и вдруг, благодаря этим нехитрым арифметическим действиям, выяснилось, что деньги никуда не пропали. Дамы их просто прокутили на станциях.
- Ну что, будем вызывать полицию и заодно выяснять, почему вы распивали ночью спиртные напитки? - спросила проводник.
- Не будем, — буркнула «разбитое сердце». - Ни любви, ни денег.
- Ничего, где-то убыло, где-то прибудет, — улыбнулась проводник. - Вот попомните моё слово.
Не знаю, прибыло ли у этих дам в Пятигорске, но исповедальная ночь с побегами за добавкой этим девушкам точно была нужна. И мне, случайной слушательнице, тоже была нужна - я многое примеряла на себя и делала выводы.
И за этот сеанс психотерапии, и за многие другие истории я очень благодарна теремкам на колёсах. И людям, которые ими управляют, выдают пассажирам чай и бельё и умеют вовремя достать ручку с блокнотом...