«Научили казаков выращивать рис». Как и чем сегодня живут донские корейцы

Потомки первых корё-сарам обучаются в Корейском культурном центре Ростова-на-Дону. © / Корейский культурный центр Ростова-на-Дону

Массовая эмиграция, сталинские депортации, тяжёлый труд на новой земле - корейцам Дона выпала непростая судьба. Однако народ смог не только выжить, но и преуспеть на новом месте.

   
   

Об истории, современных проблемах и менталитете донских корейцев «АиФ-Ростов» рассказал президент общественной организации «Объ­единение корейцев в Ростовской области» Александр Ким.

Досье

Александр Ким. Родился в 1945 г. в Ташкенте.

В 1971-м окончил Ташкентский политехнический университет.

Директор крестьянско-фермерского хозяйства ООО «Хясам» с 1992 г.

Женат, трое дочерей, шестеро внуков.

Война показала всё

Туяна Урбагаева, «АиФ-Ростов»: Александр Викторович, как получилось, что донские корейцы оказались так далеко от своей исторической родины?

Александр Ким: Это история началась более 150 лет назад в середине XIX века, когда крестьяне начали бежать из Кореи в Приморье в поисках лучшей доли, подгоняемые страшным голодом, непосильными налогами, стихийными бедствиями.

Среди эмигрантов, кстати, был и мой дедушка, которого на русский манер стали звать Василием. Его сын и мой отец Виктор Васильевич Ким родился в 1905 году уже в России. Чуть позже, в 1910-1945 годах прошла вторая волна эмиграции - в период японской оккупации и репрессий в Корее. Среди попросивших российское подданство были в том числе политические беженцы.

На то время большинство корейцев жили на Дальнем Востоке, а затем наступил переломный момент. Советские власти решили депортировать всех корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Массовый переезд начался осенью 1937 года и закончился зимой, в самое холодное время в Узбекистане. Корейцам предоставляли для жизни и возделывания земель не лучшие участки: камышовые заросли, болота.

Александр Ким: в 1950-е годы мои родители приехали на Дон, чтобы учить местных жителей искусству выращивать рис. Фото: Корейский культурный центр Ростова-на-Дону

Я до сих пор с грустью представляю, как в январе-феврале мои родители копали погреба в мёрзлой почве, строили с детьми на руках шалаши, чтобы хоть как-то укрыться от холода и ветров. Было очень трудно, но выселенные с Дальнего Востока корейцы сумели прижиться на новом месте, создали колхозы. Потом без техники и инструментов начали возделывать участки. Через несколько лет они добились успеха. Слава о корейских колхозах прокатилась по всему Советскому Союзу.

   
   

В годы Великой Отечественной войны мой народ отчаянно трудился, проливая пот и стирая руки в кровь, чтобы собрать как можно больший урожай и отправить его на фронт. Корейцы сражались плечом к плечу с солдатами многонациональной страны.

Любопытно, что это была самая образованная часть народа. Депортированным переселенцам не разрешали идти в армию, зато молодёжь могла поступить в институт, и студенты вузов уже становились добровольцами.

Известны случаи, когда некоторые корейцы меняли свою фамилию, чтобы бороться с фашистами. Многие прошли путь от Москвы до Берлина.

Справка
Корё-сарам – самоназвание этнических корейцев на постсоветском пространстве. «Корё» относится к названию Корейского государства с 918 по 1392 года н. э., «сарам» означает «человек», «народ».

Война расставила всё по местам. С 1948 года представителей нашего народа начали награждать орденами и медалями. Всего за четыре года с 1948-го по 1952-й высшего звания Героя Социалистического Труда были удостоены 112 корейцев.

В 1950-х годах мы уже жили в собственных домах, были построены детские сады, школы, а после смерти Сталина нас официально признали гражданами СССР и дали все права, в том числе право на передвижение. Наши земляки разъехались по всей стране. (Именно таких называют корё-сарам – прим.ред).

Грех необразованности

- Почему выбрали для жизни донскую землю?

- В 1950-е годы на Дону в Весёловском, Багаевском районах начали выращивать рис, а мы в этом деле мастера на все руки. Поэтому приехали сюда, чтобы учить местных жителей этому искусству. В то время началась эпоха процветания ростовского рисосеяния. На слуху были имена Героев Социалистического Труда - Хван Чан Ира и Сергея Тена, рисоводов Цой Сунн Хи, Ли Сен Чун, Цой Ха Ку, Ем Чан Дюне и др.

Первые переселенцы были рисоводами, а наши дети после окончания вузов теперь работают в разных областях: в образовании, науке, культуре, медицине, армии, спорте, правоохранительных органах и т.д. И многие являются гордостью донской земли. Сейчас в Ростовской области насчитывается около 12 тысяч корейцев.

- Вы не только тру­долюбивы, но и очень любите учиться. По данным статистики именно среди дон­ских корейцев наиболее высок процент людей с высшим образованием. Действительно ли необразованность для вас считается грехом?

- Корейцы испокон веков тянутся к знаниям. Родители могут собрать последние деньги, чтобы отправить своего ребёнка учиться. Мы считаем, что именно с образования начинается путь к успеху. Даже в те трудные времена, о которых мы вспоминали, не было таких, кто не продолжил бы образование после окончания школы.

В своё время, когда я сам получал образование в профучилище, то днём работал, а вечером учился. В Корее считается нормой, когда человек работает 15 часов, а я вспоминаю, что в молодости, в итоге трудился 17 часов, вставал в 6 утра и в 23.00 ложился спать. Вообще за свою жизнь я получил несколько профессий: токаря, шахтёра, строителя, фермера. Трудился в промышленности, в сельском хозяйстве.

Угроза исчезнуть

- А сейчас вас можно поздравить с новой должностью - президента общественной организации «Объединение корейцев Ростовской области» (ОКРО). Какова цель работы организации?

- Общественная организация в Ростове-на-Дону родилась в 1991 году для того, чтобы сохранить наши традиции, культуру, возродить язык, укрепить межнациональные отношения. Я жил в Родионово-Несветайском районе, где находились всего 10-15 корейских семей. Сначала мы скептически относились к идее такой организации, считая, что надо жить одной семьёй с другими национальностями, а создание диаспоры только разъединит народы, но со временем поменяли своё мнение.

 

Мы поняли, что если не будем сохранять свои традиции, то наш народ исчезнет. В многонациональном обществе у нас изменился менталитет, и постепенно наша диаспора утратила родной язык. Сейчас на корейском говорят лишь те, кому за 60 лет, и те, кто начал изучать корей­ский язык, как иностранный. Остальные, включая меня, владеют лишь наборами фраз. А ведь язык - это душа нации, менталитет, мировоззрение. Поэтому у нас стоит цель восполнить этот пробел.

К счастью, нам повезло с тем, что хотя бы в силу прагматичных причин корейский язык стало необходимо изучать. Возродился интерес к нему. Мы сейчас очень плотно сотрудничаем с Южной Кореей. А какое может быть общение без знания языка? Поэтому у нас организованы школы корейского языка, курсы.

К примеру, в корейском культурном центре, работающим под эгидой Страны утренней свежести, обучаются 900 учеников. Нашим языком интересуются дети других национальностей. Из общего числа учеников они составляют 75%.

Им нравится корейский, они видят перспективы его изучения. Ведь после того, как Запад наложил санкции, наша Россия повернула экономику на Восток, и потому знания корейского, японского, китайского языков востребованы.

Деньги или книги?

- Александр Викторович, язык почти утрачен, а как насчёт традиций и ментальности?

- За более 150 лет проживания корейцев на российской земле мы, конечно, впитали основные черты русского менталитета. И сейчас у нас с российским народом общего больше, чем отличий. Мы спокойно относимся к межнациональным бракам. У нас много смешанных семей, вот у меня появился новоиспечённый родственник - таджик.

Однако кое-что из корейского ещё осталось, и мы это тщательно храним. К примеру, обязательно отмечаем возраст детей Асянди (первый год жизни ребёнка) - этот обычай передавался из поколения в поколение. В старину младенческая смертность в Корее была высокой, и преодоление символического рубежа давало надежду на долгую жизнь. Поэтому Асянди отмечается с размахом.

Кстати, в этот день на стол ставят разные предметы, и считается, что если малыш первым возьмёт ручку - значит, будет умным, писателем, если книгу - учёным, деньги - богатым, рис - его дом будет полным достатка. У нас сохранилась традиционная кухня, но, конечно, она претерпела некоторые изменения.

 - А что за «Дом Кореи» построят в Ростове?

- Когда я избирался президентом ОКРО, в моей программе было обозначено несколько социально значимых проектов. Среди них - самый главный - это строительство многофункционального центра «Дом Кореи» в Ростове-на-Дону. В нём будут обучаться не только корейскому языку, но и современным принципам ведения бизнеса с восточной философией. На верхних этажах будет размещено представительство Генерального консульства Кореи.

Ещё одно актуальное направление - медицина, в Корее очень хорошо развита диагностическая служба. Мы бы хотели лучшие практики внедрить и здесь. Думаю, если будем трудиться, как наши предки, то добьёмся своей цели.

Смотрите также: