Российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа и весьма незаурядный человек Александр Ханжонков родился 8 августа 1877 года в посёлке Верхне-Ханжёновский, (сейчас это Нижняя Крынка под Макеевкой, ДНР) в казачьей семье.
Казачьего роду
Отец мальчика был обедневшим помещиком дворянского происхождения и отставным сотником Войска Донского. Мамой мальчика стала третья жена Алексея Петровича Ханжонкова – Прасковья Сергеевна, выпускница института и гувернантка.
Вполне логично, что Сашу отдали учиться в Новочеркасское казачье юнкерское училище, по окончании которого в 1986 году его зачисляют в привилегированный Донской 1-й казачий полк в Москве.
Уже через год Александра произвели в офицеры. За почти десять лет службы он прошёл две войны: русско-турецкую и русско-японскую. В 1905 году в чине подъесаула по болезни ушёл в отставку. В довесок к острейшему ревматизму, который серьёзно подорвал его здоровье, Ханжонков получил от государя пять тысяч рублей помощи.
Потомственный казак Александр Ханжонков до последних дней жизни гордился своим происхождением и тем, что его дедушка был знаком с Пушкиным, а отец стоял в почётном карауле при короновании государя Александра II.
Вообще же история рода известна примерно с ХIII века, с половецкого хана Жёнкова, возглавлявшего «сигнальную дозорную службу», которая жгла костры, предупреждая об опасности. Со временем в фамилии появилась приставка «хан», буква «ё» была заменена на «о», а потомки половецкого хана стали казаками. Прадеду киномагната – казачьему старшине Василию Ханжонкову, за добросовестную службу были пожалованы дворянское звание, 15 тысяч гектаров земли и 15 крестьянских семей.
Любовь с первого взгляда
По словам киноведа Марка Волоцкого, первая встреча Александра Ханжонкова с кино относится к 1896 году – когда его сводный брат Сергей побывал в Париже на киносеансе братьев Люмьер и купил проекционный аппарат с фильмами. Для Александра Алексеевича знакомство с кинематографом стало любовью с первого взгляда и смыслом всей жизни.
Не удивительно, что свои подъёмные после оставления армейской службы Ханжонков вкладывает в кинопромышленность – стал пайщиком, а потом создал и собственное предприятие по прокату зарубежных кинофильмов и выпуску российских лент.
Летом 1907 года он начинает съёмки собственной постановочной картины «Драма в таборе подмосковных цыган», которая по каким-то причинам не была закончена. В 1909-м увидели свет множество документальных и художественных фильмов: «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие.
В начале 1911 года пресса сообщает, что фабрикант, состоящий в запасе по Войску Донскому, есаул Ханжонков приступает к съёмкам грандиозной батальной картины. Фильм вышел в прокат под названием «Оборона Севастополя» и стал первой отечественной полнометражной лентой.
Один из операторов фильма Луи Форестье позже писал: «В случае провала Ханжонкову грозило полное разорение… Несмотря на это, он рискнул втрое превысить сметную стоимость». И не ошибся. Успех «Обороны Севастополя» оказался непревзойдённым. Авторитет фирмы Ханжонкова растёт от фильма к фильму.
На счету киноателье Ханжонкова ещё множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича.
Александр Алексеевич также стал единственным из российских кинопроизводителей своего времени, создавшим научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов с привлечением специалистов в различных отраслях знаний.
Обжегшись на недобросовестности конкурентов, Ханжонков придумал засекречивание своего производства: он вводит в контракты пункт «о неразглашении», за который полагалась приличная надбавка. Например, картина «Вий» в рабочих документах значилась как «Африка», в массовку набирали «эфиопов» – так в простонародье называли чертей.
С тех пор плагиата не уменьшилось, а современные перепевы старых спектаклей и фильмов стали называть ремейками. Добавим, что знаменитая «Раба любви» Никиты Михалкова «списана» с одноимённого фильма Ханженкова.
Что касается любви к женщине, то у Александра Ханжонкова их было две. Первая супруга Антонина Николаевна в 1901 году родила сына Николая и после этого полностью переключилась на кинопроизводство. Она занималась костюмами, искала актёров и вместе с мужем писала сценарии, которые они подписывали псевдонимом Анталек (АНТонинаАЛЕКсандр).
В возрасте Христа Ханжонков влюбился в 17-летнюю монтажёрку своей фабрики Верочку. В том же году Вера Дмитриевна родила дочь Ниночку, а и позже стала женой кинематографиста.
«Война усачей с рогачами»
Ханжонков открыл для кино гениев-самоучек, сотворил первых русских кинозвёзд – Веру Холодную и Ивана Мозжухина, установил эталон «качественной русской фильмы», удачно аккумулируя новаторские идеи, первым создал постоянную труппу актёров и режиссёров. К 1914 году он создал мощную прокатную сеть по всей стране, которую потом национализировали большевики, и контролировал треть кинопроката в России, а выпущенные его компанией фильмы исчислялись сотнями.
Весной 1917 года Ханжонков вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где пытается укрыться от революции и одновременно организует полноценное и передовое кинопроизводство – «русский Голливуд».
Интересно, что годом ранее киномагнат предложил министерству путей сообщения обустроить агитпоезд из четырёх вагонов «для эффективного распространения современных научных знаний среди рабочих и крестьян». Позже эту идею поддержит Ленин, считающий кино «важнейшим из искусств» - вождь пролетариата подпишет декрет о включении таких вагонов в состав первого агитационно-инструкторского поезда ВЦИК.
Злые языки утверждают, что в 1920-м Ханжонков сбежал от советской власти, но на самом деле он уезжает с семьёй заграницу – лечить жестокий ревматизм.
Там начинаются злоключения пионера российского кино: заканчиваются деньги, сбегает первая жена. Вину не доказали, не посадили, но работу в области кинематографа запретили и даже лишили политических прав.
В 1923 году по приглашению Госкино Ханжонков возвращается на родину, работает консультантом «Госкино», завпроизводством «Пролеткино», где его, к тому времени уже инвалида-колясочника, арестуют по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации.
Реабилитирован только спустя почти десять лет, в связи с 15-летием советского кино – после письма-прошения председателю кинофотоуправления о своём бедственном «невыносимом» положении.
С персональной пенсией в 350 рублей Ханжонков до конца дней живёт в Ялте, где его семье предоставили проходную комнату.
В последние годы жизни Александр Ханжонков занимался написанием мемуаров, в которых изо всех сил старается «не сболтнуть лишнего».
Ему удалось не сгинуть и в годы немецкой оккупации Крыма с 1941 по 1944-й. Как и советская власть, нацистский режим хотел использовать Ханжонкова в деле пропаганды и даже выделил его семье две комнаты в бывшем ханжонковском же особняке.
Умер Александр Алексеевич в возрасте 68 лет в собственной постели и в окружении семьи вскоре после Дня Победы - 26 сентября 1945 года.