«Блогеры каменного века». Как инженер стал собирателем донских легенд

Старинные мельничные катки - гордость донского края. © / Андрей Соколов / Из личного архива

Полустёртые чёрные буквы на стене, таинственные письмена из каменного грота - вот так открывает страницы своей истории Донской край. Но только тем, кто разглядит, не пройдёт равнодушно мимо.

   
   

В одной ипостаси он - главный инженер большого завода, требовательный руководитель, живущий в стрессе и напряжении. В другой - искатель чудес и тайн, с восторгом удивляющийся каждому камню на дороге. Две линии параллельны, не пересекаются.

Досье

Андрей Соколов. Родился 21 октября 1961 г. в Ростове-на-Дону.

В 1984 году окончил Государственную академию сельхозмашиностроения (РГАСХМ), факультет обработки металлов давлением. Специальность: инженер-механик.

Увлечения: история и фотография.

Женат.

На заводе не подозревают о его путешествиях с фотоаппаратом. А спутники в поездках по краю очень смутно представляют себе его работу.

Корреспондент «АиФ на Дону» встретилась с главным редактором интернет-проекта Меотида.ру  об истории, культуре и природе Нижнего Дона и Приазовья, краеведом Андреем Соколовым.

Неизвестное наследие

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Вас, как я понимаю, не привлекают путешествия по миру. Вы на донской земле находите потрясающие места и загадки.

Андрей Соколов: Мама - кубанская казачка. С юности она жила в городе, но белёная хата под камышовой крышей, арбузные грядки до горизонта в жаркий июльский полдень, плетень с горшками, надетыми на шесты - её мир. Ко мне это перешло с генами. Я степняк. Моя жизнь - пыльный просёлок неизвестно куда и откуда, ковыль, молчащие курганы, полевые цветы, как падающие звёзды, внезапно появляющиеся и тут же сгорающие под солнцем, и горизонт во все стороны...

Искатель чудес и тайн, с восторгом удивляющийся каждому камню на дороге, Андрей Соколов.Фото: Из личного архива Андрея Соколова

По детству меня провела бабушка, я не расспрашивал её о прошлом. Кто в таком возрасте этим интересуется? Бабушка рассказывала о басмачах в песках, о замершем от ужаса доме, к которому ночью подъехала легковая машина, и жители считали шаги многочисленных ног по лестнице. О том, как не успевала относить в комендатуру оружие, которое тащили домой два пацана, один из которых был мой отец. Остались лишь обрывки коротких историй и отчаяние, почему не расспросил, почему не запомнил.

   
   

- Свои рассказы о путешествиях вы оживляете фотографиями. Ощущение, что я была там с вами, смотрела на всё вашими глазами.

- От отца, заводского рабочего, я унаследовал уважение к рукам в масле и металлической стружке. Остались и воспоминания о тесной комнатке из досок в подвале коммуналки, о полках, заполненных банками с соленьями, и еле угнездившихся между ними, как пришельцы из другого мира, красном фонаре и фотоувеличителе, о лицах людей, медленно появляющихся под слоем прозрачного, колышущегося раствора. Это диагноз на всю жизнь (смеётся). И на всю жизнь усвоенное правило: не жалей плёнку, жалей зрителя.

- У вас так бывает: закончили очередную статью, и кажется, ничего интересного в окружающем ми­ре не осталось?

- Конечно, бывает. А потом случайно увидишь полустёртые буквы на кирпичной стене, и понеслось: роешься в памяти, в архивах краеведческого отдела ДГПБ. И выясняется, что буквы эти появились здесь в самые лихие годы, которые пришлось пережить городу. Вот и рождается тема - военная информационная графика на стенах ростовских домов. Правда, с горечью понимаю, что она стремительно исчезает под слоем свежей краски.

Андрей Соколов: школьные и сельские музеи хранят уникальные предметы ушедшего времени. Фото: Из личного архива Андрея Соколова

Таким воспоминанием была надпись «Щель» на одном из домов. Увы, она пропала при недавнем ремонте. Оказывается, буквы ни о чём не говорили подавляющему большинству граждан, даже старшего поколения.

А между тем, такие щели - бомбоубежища рыли почти в каждом ростов­ском дворе. Это глубокий окоп, перекрытый сверху подручным материалом, обломками зданий, пострадавших от прошлых авианалётов. При объявлении воздушной тревоги жители прятались в этих укрытиях-щелях. И сидели, немея от страха за родных и близких, в тесноте и темноте, считая разрывы бомб.

Для тех, кого воздушная тревога застала далеко от дома, на стенах домов рисовали надписи, указывающие направления к ближайшему спасительному окопу. Каждая такая надпись - памятник яркий и скромный одновременно. Была одна на весь Ростов. Теперь нет...

Вообще в Ростове-на-Дону много памятников, о которых большинство горожан и не подозревает. Например, разрушенное с войны здание на ул. Менжинского. Мало того, что это единственное сохранившееся здание военной поры. Это ещё след самого первого бомбового удара по Ростову-на-Дону осенью 1941 года.

Правда и быль...

- А какие темы для вас наиболее интересны? О чём любите писать на портале Меотида?

- Школьные и сельские музеи. Они хранят то, что редко возьмёт в экспозицию музей в крупном городе. Но именно в этих неярких предметах душа ушедшего времени. Я могу посоветовать всем, кому интересна история нашей земли, побывать в школьном музее села Маргаритово, что на южном берегу Таганрогского залива.

Ещё одно замечательное место - восстановленная усадьба жителя хутора Хоботок вахмистра Семёна Пискунова. Этот памятник архитектуры возродился к жизни благодаря стараниям потомков, вернувшихся в родовое поместье через много лет после раскулачивания предков... Из окна куреня открывается вид на берега Северского Донца.

Восстановленная усадьба жителя хутора Хоботок вахмистра Семёна Пискунова. Фото: Из личного архива Андрея Соколова

Выше по Донцу  на крутом берегу рассыпались курени хутора Диченского. Там снимали «Тихий Дон». На подворье Пискуновых в Хоботке долгое время лежал большой котёл, появлявшийся в эпизоде, где  Пантелей Прокофьич грузит на телегу добро казака, ушедшего к красным, и говорит: «Вы себе ишшо заработаете!» Конечно, изюминка усадьбы - рождающийся музей. Такой коллекции молотильных катков нет нигде.

 - Андрей Олегович, наверняка вам часто приходится сталкиваться с городскими легендами. Как определить, что правда, а что нет?

- Существует очень много легенд, которые раздражают. Например, о том, что здание тюрьмы на углу улицы Максима Горького и проспекта Кировского – самое старое каменное строение в городе и построено при Екатерине и по её указу в виде буквы Е. Оно действительно в виде буквы Е, а всё остальное ерунда. Здание - типовой проект второй половины XIX  века.

А недалеко от этого места (ул. Пушкинская/пер. Университетский) когда-то стоял крепостной острог, где томились жена и дети Емельяна Пугачёва, арестованные сразу после начала мятежа. Но люди почему-то любят повторять легенду про Екатерину. 

Однако есть предания, которые мне интересны. Например, про Авиловы горы у реки Калитвы. Места там очень живописные, не знаешь, в какую сторону смотреть. А историй с ними связанных две.

Путешествуя с фотоаппаратом, лучше узнаёшь родной край, его тайны и легенды. Фото: Из личного архива Андрея Соколова

В последней четверти XVII века на Дон перебралась первая волна раскольников-старообрядцев. Один из них, старец Авила из Олонецкого края, поселился в пещере над рекой Калитвой. Лечил людей травами и молитвами. По его имени  горы и стали называться Авиловыми.

Вторая легенда гласит, что в средние века здесь проходил Великий шёлковый путь. Торговые караваны переправлялись по единственному в округе броду у нынешнего хутора Богатов. Недалеко в горах у устья реки Калитвы поселился разбойник Авил, грабивший эти караваны.

Место очень удобное. У брода, как у любой переправы, всегда неразбериха. Ограбить торговцев в такой обстановке –проще простого. А отыскать потом разбойников  в гористых и лесистых устьях Лихой и Калитвы почти невозможно.

Клавиатура на скале

- Недавно вы были в районе хутора Скельновский. Расскажите подробнее об этом путешествии  в самый медвежий уголок нашего края.

- Это место интересно тем, что на одном из холмов левого борта балки Скельной в каменном гроте наши далекие предки оставили нам послание. Холм хранит в себе высеченную на каменной поверхности историю народа, или знаменитой битвы, или обращения к богам, что именно, мы понять не можем, язык забыт...

Конечно, древние жители этих мест не могли передвигать огромные глыбы кварцита. Но расчистить проходы между большими камнями и подровнять их края могли вполне. Куски кварца, выходящие на поверхность земли, сверху напоминают уличные кварталы. В крайнем к лесу ряду камней и расположен грот с рисунками.

Андрей Соколов: здесь, на кварцитовой плите, было рабочее место блогера каменного века. Фото: Из личного архива Андрея Соколова

Четыре - пять тысячелетий назад здесь жило многочисленное и могущественное племя. Говорю так потому, что у этого племени было много свободных рук, которые создавали каменное полотно.

- Как выглядят эти рисунки?

- Я описывать не возьмусь. Это сделали известные и уважаемые учёные. Не так давно вышла книга «Петроглифы у хутора Скельновский». В ней рисунки описаны и проанализированы. Представьте, вы сидите в кресле у монитора, а здесь, на кварцитовой плите, рабочее место блогера каменного века. Древние люди выровняли площадку внутри пещеры и занесли на неё свою легенду, молитву, письмо. «Полотно» создано скребками и резцами из того же кварцита, их нашли археологи у входа в грот.