«Всю дорогу от Москвы до Ростова я прорыдала. Каждый раз, когда моя мечта должна была вот-вот исполниться, обстоятельства складывались так, что приходилось от неё отказываться и возвращаться в родной город, - вспоминает Елизавета Мислер. – Донская земля не отпускала меня, хотя балетного будущего здесь не было, а на сцену я стремилась всю жизнь».
Елизавета МИСЛЕР. Родилась 15 апреля 1976 года в Ростове.
В 1996 году с отличием окончила училище культуры по специальности артист балета и была принята в Ростовский государственный театр музыкальной комедии.
С 2001 года работает в Музыкальном театре. Шесть лет назад получила звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
Замужем за артистом этого же театра Альбертом Загретдиновым. Воспитывают сына.
Мамина мечта
Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: – Недавно я была на балете «Ромео и Джульетта», который идёт с успехом много лет и где вы исполняете главную роль. Ростовчане так любят Шекспира?
Елизавета Мислер: – Да, и потому он собирает аншлаг даже спустя десять лет после премьеры. Многие не верят, что ещё 15 лет назад балета на Дону не было. Моя мама тоже мечтала быть балериной, а стала кандидатом химических наук. Но балет всегда был её отдушиной. Когда они с папой приезжали в Москву или Петербург, то первым делом шли в театр, видели Уланову и Семёнову.
А когда подросла я, то вместо мультиков смотрела по телевизору «Жизель», «Щелкунчика» или «Баядерку». Мама работала в институте, ходила мимо стройки будущего театра и думала: «Было бы здорово, если бы моя дочка когда-нибудь танцевала здесь». Сейчас я в шутку говорю ей, что родилась для того, чтобы исполнить её мечту.
– Лиза, вы начали заниматься балетом в четыре года! Не рановато ли?
– В детской хореографической студии при ДК «Роствертол» для меня сделали исключение: таких маленьких обычно не принимали, но я очень просилась. И спустя пять лет мы поехали в Петербург, в Вагановское училище. Меня взяли. На тот момент папы с нами уже не было, и мама хотела даже продать нашу ростовскую квартиру, чтобы не скитаться по чужим углам. Это были тяжёлые 90-е, она нигде не могла найти работу, а северная столица оказалась для жизни очень дорогой. Одно время мы в буквальном смысле перебивались с хлеба на воду. Наша общая мечта оказалась непосильной, и тогда мы вернулись в Ростов.
Спустя пару лет я уже сама поехала в Москву, выдержала огромный конкурс на отделении хореографии Института культуры, но в итоге меня так и не зачислили, так как мне было всего 16 лет, а принимали с 17. Уже вторая столица выталкивала меня обратно на донскую землю. К счастью, тогда в Ростовском училище культуры набирали курс артистов балета для нового Музыкального театра. Нас обучали супруги Людмила Фёдоровна и Виктор Николаевич Кравченко, у которых за плечами была крепкая петербургская школа. Именно они внушили мне, что балет - это не просто танцы, а высокое искусство.
Колдовской город
– Этот набор был первый и единственный, и после училища весь курс распределили в кордебалет Театра музыкальной комедии. Казалось бы, молодые танцоры сразу получили работу, но вы почему-то там не остались.
– Кордебалет - это массовка, я же всегда мечтала о сольных ролях, поэтому спустя полгода снова собрала чемоданы. Меня приняли в Камерный балет «Москва», у него была хорошая репутация, но новичкам, естественно, платили по минимуму. Денег катастрофически не хватало, и тогда я пошла туда, где танцовщицам платят очень хорошо...
– И где же вы нашли такое место?
– В ночном клубе! Днём выступала в камерном балете перед солидной публикой, ночью - перед подвыпившей толпой. И хотя от нас не отходили охранники, продержалась я всего два месяца. Точку пришлось поставить после того, как хозяин клуба поднял нас в «золотых клетках» к потолку, где мы должны были до утра извиваться. Я смотрела с высоты на пьяных людей, которые улюлюкали от восторга, и вспоминала своих кумиров - Плисецкую, Павлову... Об их достоинстве, об умении сохранять лицо в мире закулисных интриг слагали легенды!
В ту ночь я решила поставить точку на карьере балерины. Каждый шаг к сцене давался слишком тяжело. Вместо того, чтобы заниматься творчеством, я думала о том, как заработать на съёмное жильё и тарелку супа. И когда мои коллеги с гордостью демонстрировали изорванные пуанты, мол, так трудились, что стёрли до дыр, я, замечая очередную дырку на балетных туфлях, впадала в панику, потому что на новые никогда не хватало денег. И, покупая обратный билет в Ростов, я так плакала, что люди в очереди, наверное, думали, что кто-то умер.
– Тогда у вас умерла мечта...
– Да. Это был очень тяжёлый период. Один мой знакомый сказал, что есть люди-борцы, а есть творцы. Кого-то борьба только закаляет, а меня она разрушала. Но стоило только перестать биться в закрытые двери, как судьба сама развернулась в мою сторону. Более того, когда директор зарождавшейся на Дону балетной труппы Александр Иванов пригласил меня, я отказалась. Потеряла форму. Но он оказался хорошим психологом - пригласил на репетицию. Естественно, когда я пришла в новый балетный класс, выйти уже не смогла. Со мной занималась народная артистка Нелли Алимова, которая была уверена, что я способна танцевать ведущие классические репертуары. Она смогла увидеть мои сильные стороны, но у неё возникли проблемы с тогдашним руководством. Она решила уехать на Запад и звала меня с собой. Её муж, известный импресарио Олег Узаков, обещал мне хорошую работу. Но в тот момент к нам приехал Алексей Фадеечев, который дал мне сразу три роли. От такого предложения невозможно было отказаться. Так родной город в очередной раз никуда меня не отпустил.
«Несчастный» случай
– В Ростове у вас сложилась не только карьера...
– Да, в нашем театре я встретила и своего мужа. Кстати, сюда его привёл... несчастный случай. Он был одним из самых ярких выпускников уфимского училища, но накануне выпускного, своеобразной «ярмарки», куда хореографы со всей страны приезжают за молодыми артистами, сломал ногу. Он не смог произвести впечатление на столичных мастеров, но авансом получил приглашение от ростовчан. Деваться было некуда, пришлось ехать на Дон. Нас сразу поставили в пару. И, несмотря на то, что мне было уже 26, а ему всего 18, более того, на тот момент я была замужем, между нами пробежала та самая искра.
Когда я подавала на развод, все крутили пальцем у виска: мол, что тебе даст этот мальчишка... С тех пор мы вместе уже 13 лет, и более надёжного, интересного и умного мужчины я не встречала. Помимо того, что Альберт также солирует в спектаклях, он руководит хореографическим отделением в Ростовском колледже искусств, а я помогаю ему как худрук. Сегодня в Музтеатре 70% артистов - приезжие. Но у нас много своих талантов, с неповторимой южной харизмой, замечательными физическими данными. И если когда-то я мечтала о большой сцене, то сегодня мечтаю о том, чтобы Ростов становился такой площадкой, куда стремятся профессионалы. И любимый муж делает для этого всё, что в его силах.
– Лиза, вашему малышу всего полтора года. Спустя три месяца после его рождения вы вышли на репетиции спектакля «Белоснежка и 7 гномов». Для меня, как для мамы двоих детей, это что-то из области фантастики.
– Балетный век короток: танцуем максимум двадцать лет. Из них вычеркнуть больше года балерина просто не имеет право. Всю беременность я сидела на диете и сразу после родов много гуляла с сыном. Сейчас нам помогает няня, но он уже растёт театральным ребёнком. Часто ждёт нас после спектаклей за кулисами и рыдает, когда приходится идти домой. По большому счёту неважно, какую профессию он выберет. Главное, чтобы он рос честным человеком и не боялся неудач.
Смотрите также:
- «Долго-долго девочка, а потом - комическая старуха». Актриса о своей работе →
- Дочь ветреного короля. Как не остаться в тени знаменитого отца →
- Ростовская актриса повторила судьбу Золушки →