В Ростове с успехом проходит персональная выставка донского художника Максима Ильинова, который называет придуманный им стиль в живописи «казачьим поп-артом».
Самая весёлая выставка
Сергей Хорошавин, «АиФ на Дону»: Максим, вы в живописи любитель или профессионал?
Максим Ильинов: Я много кто. Одним словом и не представишься. Донской казак, художник, поэт, музыкант, но по основному образованию, наверное, все-таки художник. Сначала, ещё во время учёбы в школе, получил художественное образование. Когда закончил стали думать, кем становиться в жизни.
Максим Ильинов. Родился 29 декабря 1982 г.
Окончил ЮФУ по специальности «Живописец», а также Донскую духовную семинарию.
В качестве автора-оформителя сотрудничал с фестивалями «Шолоховская весна», «Шермиции», дизайнер-исполнитель этнокомплекса «Кумжа».
Энтузиаст возрождения казачества, создатель и автор казачьего хип-хоп – проекта «Атаманский дворец».
Художник, музыкант, поэт.
Знакомые и родственники «блатовали» меня в сельское хозяйство, мол, в наших краях там все деньги, но какой из меня предприниматель? Я толком считать-то не умею, системно мыслить, зато творческих идей всегда целый фонтан. Поэтому пошёл по художественной линии.
Четыре года в Ростовском художественном училище на факультете дизайна, потом ещё шесть лет в ЮФУ по той же специальности, то есть, фактически прошёл весь образовательный цикл, и в этом смысле меня можно назвать профессионалом. Как художник-живописец я работал в разных стилях, у меня на данный момент уже 22 персональные выставки, также поучаствовал более чем в 100 российских и международных. И вот сейчас мы на очередной выставке, на этот раз «Казачьего поп-арта».
- Говорите, что не предприниматель, а так удачно к чемпионату мира подгадали...
- Да, многие спрашивают, как это удалось, я отвечаю всегда абсолютно искренне - случайно. На самом деле эти работы, что сейчас находятся вокруг нас, должны были быть 12 июня выставлены в Белоруссии, в Доме России.
Но что-то у них сорвалось, и выставку перенесли на сентябрь. Тогда нам и пришла в голову идея: раз уж всё готово, то, может, её в Ростове провести? Сказано - сделано, за две недели нашли и оформили помещение, и выставили работы.
И ведь по-другому нельзя. Мне бы, к примеру, дали 50 помощников и сказали: вот тебе любые деньги, но создай через месяц 50 картин. Я бы не смог. Творить по заказу не умею, да и не творчество это. И вообще, картины - вещь, которая сама по себе требует расходов. Что делать, тащу деньги из домашнего бюджета, жена ворчит, но, хорошо, понимает, как для меня это важно.
Так что с выставкой специально не подгадывали, но, как понимаю сейчас, действительно угадали. Очень всё нравится, множество посетителей, журналисты со всего мира. Причём угадали ведь не только с моментом, но и с тематикой. Именно яркость, красочность, национальный колорит выставленных работ оказались востребованы и среди туристов, и среди самих ростовчан.
- Это на самом деле так. Только что разминулись в дверях со съёмочной группой американского НВО. И они говорили, что ваша выставка - самое интересное и весёлое в Ростове из того, что они на данный момент видели. Как вообще пришло в голову делать картины в таком стиле, и что означает этот самый «Казачий поп-арт»?
- К идее шёл постепенно. И поэтому лучше расскажу с самого начала. С поиска собственной идентичности. Все мы были детьми Советского Союза, а о том, что мои предки из казаков, в советское время не говорили.
А когда в начале 1990-х проснулся интерес к корням, и я стал изучать свою родословную, то и выяснил, что по отцовской линии у меня не только дед казак, а вообще тянутся казачьи корни в глубь веков. И это важно оказалось. Стало понятно, кто я, откуда иду, каковы мои традиции, что надо передавать детям.
И ведь столько всего было утрачено! Сейчас-то мы восстановили традиции. К примеру, сына, как и полагается, на коня сажаем в три года, поём наши песни, живём, как деды завещали, но в 90-е всё только начиналось.
И надо сразу, наверное, обговорить, что казачество и казаки сегодня - это разные вещи. Есть казачество, как своего рода служебная прослойка, люди, которые присягают России, служат ей, они самого разного происхождения, и нет в этом ничего плохого.
Я же говорю о казаках как о народе со своей оригинальной культурой, языком, традициями, особым мировоззрением, на мой взгляд, наиболее полно сохранившимися из всех славянских народов именно у нас.
Передовой народ
- Что это за мировоззрение?
- Оно позволяет дать ответ вообще на любой жизненный вопрос. Это своего рода пирамида ценностей. Во главе - Христос, потом - семья, община, родной край и государство.
Цельная, гармоничная, не противоречивая, с одной стороны очень традиционная, с другой - идеально подходящая для жизни даже в нашем мире всеобщего глобализма. Я бы вообще отметил, что казаки были самым передовым народом в Российской империи, открытым всему новому.
Ну, вот сами посудите - кто создатель русского кинематографа и «Мосфильма»? Казак, Александр Ханжонков, и если бы не революция, то Голливуд был бы в России, а не в Америке... Радио создал Попов, тоже из наших, науку двигал Циолковский... А художники какие? Греков, Суриков. Да и сегодня выходцы из донских земель очень заметны в стране.
И вот, возвращаясь уже к моим картинам, у меня был музыкальный проект, который назывался «Атаманский дворец» - мы смешивали традиционные казачьи песни и типичный рэп-речитатив, на мой взгляд, получалось очень свежо и качественно. И картины в стиле «Казачий поп-арт» - они созданы по похожему принципу.
Киборги с чубами
- Берём что-то глобальное, известное всему миру, и добавляем в это казачью изюминку, создавая новый сюжет...
- Именно так. Идея как раз в том и состоит, чтобы, во-первых, популяризировать искусство. Отсюда и слово «поп» в названии стиля, а, во-вторых, сделать такие картины, которые сами по себе, без слов и дополнительных пояснений, были бы понятны любому современному человеку. Я считаю, что лучший музей - это как раз тот музей, где экскурсовод не нужен.
И давайте покажу на конкретных примерах, как это работает. Вот видите, символ взят из комиксов о супермене, только буква S заменена на казачью К.
Или, допустим, вот эта работа, которая называется «Атаманатор» - тоже всё очень наглядно, киборг в казачьей шапке и с чубом. Обе эти работы иллюстрируют бурную казачью историю.
Каждый народ гордится своими битвами и победами, а уж у казаков их было столько, сколько ни у кого не было. В морские походы к турецким берегам ходили, Сибирь завоевали, дойдя аж до Владивостока, в Париже были, морды царям при Стеньке Разине и Емельяне Пугачёве били. Супермены какие-то, а не люди.
И ведь всё это сначала пешком и на стругах, после - на конях. А ведь это очень непросто. Я езжу верхом, и проделаешь, бывало, путь от Аксая до Новочеркасска (а чего там ехать-то - 25 километров), так потом ни стоять, ни сидеть не можешь, настолько это тяжело физически.
А наши предки на конях всю Европу проскакали, и не просто проскакали, а с шашками и пиками в руках, отбиваясь по дороге. Взглянешь на их фотографии - крепкие, жилистые, подтянутые, мечта любой женщины. Нас, современных, с пивом и животами, в их бы время в цирке показывали, как забавных уродцев.
Не случайно другая моя работа, на которой чубатый казак сидит рядом с английской королевой, так и называется - «Мечта королевы». Киборги, супермены, боги войны - эта идея моих картин без слов понимается любым посетителем выставки.
- Но, судя по картинам, не только ратную славу казаков вы отражаете. Есть и очень мирные сюжеты. Вот, к примеру, атаман Платов в гражданском костюме и в окружении персонажей из мультиков.
- Атаман Платов, как известно, основал Новочеркасск, при этом он был человеком не только военным, но и творческим, с юмором, и, возможно, сложись история чуть иначе, он мог бы основать российский Диснейленд. Эту идею, эту важную характеристику казаков, которые действительно были не только супервоинами, но и людьми творческими, современными, картина и иллюстрирует.
- Есть работы и на религиозную тематику. Хотя, конечно, в очень своеобразной манере. К примеру, икона Спаса Нерукотворного, сделанная из деталей конструктора «Лего».
- Это очень важная для меня работа. Называется она «Дети-христиане». Как показать ребятишкам, что такое «малая доля», которую каждый обязан вносить в царство Небесное? Как объяснить им, что такое соборность?
Надо, чтобы они видели, что каждый из них делает, вроде бы, малую работу, жертвует чем-то малым, а вкупе получается нечто большое. Они жертвовали свои детали из конструктора, а вместе получилась вот такая впечатляющая работа.
Традиция и модерн
- А что дальше? «Казачий поп-арт» будет развиваться?
- Надеюсь. Во всяком случае, идея уже пошла в народ. Мне присылают фото с кружками, на которые наносят мои рисунки, используют работы в соцсетях. И пусть, мне не жалко.
Есть интересные предложения по проведению выставок из Москвы и Петербурга, а также из-за границы. В ближайшее время еду выступать по приглашению в один из немецких университетов и хочу предложить им провести совместный народный фестиваль.
Это же очень интересно. В мире глобальных брэндов и глобальных технологий всё самобытное, этническое вызывает особый интерес. Что и понятно. Люди не хотят сливаться в единую, безликую массу, и поэтому поиск самоидентификации, поиск корней становится очень важным.
При этом люди не хотят уходить куда-то в пещеры, они хотят оставаться современными. И вопрос, как совместить традицию и модерн, оказывается одним из важнейших в обществе. И, мне кажется, что выставка «Казачьего поп-арта» даёт ответ на него.
Смотрите также:
- «Невозможного нет». Как художница, не признанная в Ростове, покорила Лондон →
- Добрый маг против сил зла. О чём первый роман-фэнтези про Ростов-на-Дону →
- «Помогай себе сам!». Как рождались «Счастливые моменты» Любы Вахрушевой →