Он воспитал целую плеяду талантливых музыкантов. Среди них одна из самых самых блестящих молодых пианисток мира, профессор Гамбургской консерватории Анна Винницкая, чьи выступления расписаны на 2 года вперёд, а также замечательный музыкант и старший преподаватель Ростовской консерватории Александр Яковлев, концерты которого встречают овациями в Карнеги-Холле, Берлинской филармонии, в других известных во всём мире залах и который по полгода гастролирует за рубежом.
Сергей Осипенко.
Окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. Проводит мастер-классы и выступает вместе со своими учениками в городах России и за рубежом. Курирует фортепианные кафедры и отделения ряда музыкальных вузов, многие училища и школы Юга России.
О том, сколько стоит талант и как его воспитать, есть ли будущее в Ростове у одарённых студентов, мы поговорили с Сергеем Осипенко, профессором кафедры специального фортепьяно Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова, заведующим фортепьянным отделением колледжа при Ростовской государственной консерватории, заслуженным деятелем искусств РФ.
Строгие нотки
- Сергей Иванович, о ваших блестящих учениках, гастролирующих по всему миру, мы наслышаны. А с кем вы занимаетесь сейчас? Кто наши будущие звёзды?
- Сегодня у меня занимаются двое детей - Тимур Османов и Дарья Подушко. Не могу сказать со всей уверенностью, что эти ребята - будущие звёзды. Я вообще не люблю это слово. Но во всяком случае хочется надеяться. Тимур - очень способный мальчик. Ему 12 лет - это тот возраст, когда нужно уметь концентрироваться и работать, много заниматься самостоятельно. Но Тимур пока ещё не настроился на наш каторжный труд, поэтому у меня бывают к нему большие претензии. Он параллельно учится у известного композитора Леонида Клиничева. Тимур, безусловно, одарённый мальчишка, и мне нравится музыка, которую он пишет. Что из него получится, время покажет.
Даша Подушко с отличием окончила Детскую музыкальную школу в Таганроге, училась у моей же выпускницы, Марины Лучаниновой. Даше 14 лет, она лауреат множества престижных конкурсов, в том числе за рубежом. Это очень одарённая девочка, у которой должно быть хорошее будущее.
Я мог бы, наверное, взять ещё учеников, но, честно говоря, не хочется тратить время на ребят средних способностей. Я работаю в колледже с подростками (это очень трудный возраст) и общаюсь с ними как со взрослыми, ведь мы играем серьёзную музыку и ставим перед собой серьёзные задачи.
- Разглядеть в ребёнке музыкальные способности - это тоже искусство. Где вы находите таланты?
- Меня в Ростове знают. В основном родители приводят своих детей на прослушивание в консерваторию. Но в последнее время резко сократился поток ребят, желающих заниматься музыкой профессионально: ни для кого не секрет, что материально это не лучшая профессия.
В середине 70-х, когда я только начинал работать в консерватории, на первый курс поступало по 30 - 35 человек. Помню годы, когда заявлений было более сотни, а конкурс - 3,5 человека на место. Сейчас набираем только 13 пианистов, и хорошо, если на эти места есть хотя бы 25 - 30 желающих. Сегодня в музыку идут лишь те, для кого она как воздух, кто не может жить без неё и не мыслит себя ни в чём другом, даже рискуя остаться бессребрениками.
Утрачен престиж профессии, и это очень печально. Раньше практически в каждой семье дома стояло пианино, дети занимались музыкой. Талантов не стало меньше, но они не востребованы. Сегодня очень редко детей отдают в музыкальные школы, особенно мальчиков.
Тимур приехал учиться в Ростов из Майкопа. Они с мамой живут в общежитии консерватории, чему Леонид Клиничев поспособствовал. Это, кстати, тоже большая проблема: ребят постарше, класса с 7 - 8-го, мы можем устроить в общежитие, но куда девать малышей? Ростову необходим музыкальный интернат, чтобы могли приезжать дети из области и других регионов. Мы об этом не первый год мечтаем.
Загрустило фортепьяно
- Говорят, ваши маленькие музыканты уже играли на большой сцене - в санкт-петербургском Мариинском театре. Не каждому выпадает такой шанс.
- Сцена - лучший учитель. Даша и Тимур выступали в Концертном зале Мариинского театра, куда я ездил вместе с другими бывшими своими учениками, в том числе с Яковлевым, Винницкой и Софьей Бугаян. Софья Мироновна - доцент нашей кафедры. Она тоже выступает за рубежом. Конечно, у неё не такие обширные гастроли, как у Яковлева и Винницкой, но это прекрасная пианистка и очень хороший педагог. Буквально на днях она, как лауреат престижного международного конкурса им. Веры Лотар-Шевченко, ездила в Москву записывать диск в Большом зале консерватории.
- Но далеко не все могут пробиться в столицу или в Европу. А в Ростове насколько востребованы талантливые музыканты?
- Скажу честно: к глубокому сожалению, большого будущего у тех, кто остаётся здесь, нет. В симфоническом оркестре зарплаты небольшие. Людям платят копейки: музыканты вынуждены играть где-то ещё по совместительству, им некогда разучивать партии, отчего качество исполнения страдает. Оркестру нужно помогать: он не может прокормить себя сам. В Омске, Екатеринбурге, Краснодаре музыку и вообще культуру ценят, любят и дотируют. Это не про Ростов.
У выпускников нашей консерватории, которые уезжают за рубеж, больше шансов остаться исполнителями, иметь слушателя, сцену. На Западе вообще совершенно другая музыкальная культура. Моя дочь живёт в Нюрнберге, работает врачом, а в свободное время поёт в хоре. Там есть хоры и оркестры пожарных, железнодорожников. Люди тянутся к искусству, и на концертах классической музыки почти всегда полные залы.
В Ростове мы не слышим громких имён. Великие солисты проезжают мимо нас, т.к. филармония не может этого себе позволить. Инициатива, которую в своё время проявил Саша Яковлев, оказалась наказуема: он пригласил в Ростов Николая Луганского, профессора Московской консерватории и очень востребованного во всём мире пианиста, но оказался в финансовом минусе. Концерт прошёл в Доме офицеров, куда нам пришлось перевезти рояль, поскольку у консерватории нет собственного большого зала, а в филармонии не было ещё приличного инструмента. Те, кто пришёл послушать Луганского, помнят этот прекрасный концерт по сию пору, но зал был полупустой и организаторы прогорели.
Филармония в своё время сэкономила на рояле: приобрели американский «Стейнвей», а нужно было брать гамбургский. Это совершенно разные инструменты. Рояль в филармонии «тяжёлый»: уж очень сильно надо «молотить» по клавишам, чтобы игра солиста не утонула в оркестре. Прекрасный рояль появился в консерватории: «Стейнвей», сертификат на который мы получили от Министерства культуры России, выбирала Аня Винницкая в Гамбурге. Но у нас нет собственного большого зала. Хороший рояль в Музыкальном театре, но он мало востребован, поскольку фортепьянные концерты там проходят редко.
Судьба учителя
- А как сложилась ваша судьба? Выходит, вы своим исполнительским талантом пожертвовали ради других?
- Я родом из Таганрога, из немузыкальной семьи: мама - врач, папа - инженер. Учился в двух столицах - в ленинградской музыкальной десятилетке у Веры Демченко, а затем в Московской консерватории у Льва Оборина и Михаила Воскресенского. В Ростовскую консерваторию попал по распределению.
Иногда жалею, что в своё время мало выступал, не стал концертирующим пианистом.
Но я периодически играю, чтобы быть в форме, вот на своё 60-летие сыграл сольный концерт. Я востребован как педагог. Даю мастер-классы в музыкальных училищах, в вузах по России и в Германии, Италии, Финляндии, Чехии, Голландии.
Знаете, далеко не каждому замечательному исполнителю дано преподавать. Это нелёгкая и требующая большой отдачи профессия…
Смотрите также:
- «Скрипка и немножко нервно». Разговор с солистом симфонического оркестра →
- Симфонический оркестр начинает новую жизнь →
- Цукер с горьким привкусом... →