Оркестр под управлением Филлипова – один из немногих российских оркестров, выступающих и записывающихся с мировыми звёздами. Среди них французский композитор Мишель Легран, вокалист немецкой группы «DePhazz» Карл Фрирсон, американский саксофонист Боб Шеппард, американский альт-саксофонист Бобби Уотсон...
О том, почему талантливые музыканты уезжают из родного Ростова и не рискует ли город лишиться славы джазовой столицы, наш разговор.
Человек-оркестр
- Илья, говорят, вы в детстве мечтали стать химиком, а вовсе не пианистом...
- Вообще я хотел играть на барабанах, но мама, видимо, подумала, что это будет слишком громко (усмехается), и настояла на фортепьяно. Я родился в семье химика и учительницы музыки и долго не мог определиться: параллельно учился в музыкальном и химико-биологическом лицеях. Но потом всё-таки поступил в консерваторию. Мы с братом и однокурсниками собрали группу «Exit 418», играли американскую и европейскую музыку, выступали в клубах. Даже ездили на фестиваль в испанский город Гечо. Наш трубач Юрий Сабитов сейчас работает в краснодарском биг-бэнде Гараняна. И нашего преподавателя, известного саксофониста Евгения Соколовского, я тоже часто приглашаю играть.
- А что вас привело в краснодарский оркестр?
- После учёбы я одно время работал в джаз-оркестре Ростовского штаба СКВО. Им руководил великий тромбонист Виктор Бударин. Но джазовый оркестр армии оказался ненужным и был расформирован. Примерно в это же время мне позвонили из биг-бэнда Георгия Гараняна, который искал пианиста. Я согласился и где-то два года ездил туда как приглашённый солист, а потом переехал насовсем.
Когда Гаранян вдруг ушёл из жизни буквально за неделю до концерта с Мишелем Леграном, мы не знали, как быть дальше. Первые полгода все отказывались в это верить. Оркестр был создан Георгием Арамовичем, и вдруг мы осиротели. Биг-бэндом некоторое время руководил Виталий Владимиров, наш второй дирижёр. Но у него был свой джазовый оркестр в Екатеринбурге, и работать сразу в двух городах он не мог. Поэтому дирижёра стали искать среди музыкантов. И однажды Татьяна Михайловна Гатова, генеральный директор нашего краевого творческого объединения «Премьера», вызвала меня и сказала: «С сегодняшнего дня ты руководишь оркестром...»
- И каково это - возглавить оркестр после великого мастера? Тем более, что вы здесь едва ли не самый молодой музыкант...
- Конечно, занять место человека-легенды было непросто. Самый большой ансамбль, которым я до этого руководил, состоял из 9-10 моих ровесников. К тому же я никогда не вёл концерты. Сложнее всего было сохранить саунд оркестра, который Георгий Арамович создавал долгие годы. К счастью, музыканты меня поддержали. Мы делаем по нескольку разных программ в год, часто гастролируем. В этом году Георгию Арамовичу исполнилось бы 80 лет, и в его честь будет очень много концертов и в Краснодаре, и по всей России. Сейчас готовимся к большому фестивалю «GG Jazz», посвящённому Гараняну и Леонарду Гатову, бывшему руководителю и создателю нашего творческого объединения.
Игра на выживание
- Талантливые музыканты редко задерживаются в Ростове, причём уезжают не только в Москву и за границу, но и в соседний Краснодар. Почему?
- Ситуация вдвойне удивительная, потому что в Ростове есть все ступени джазового образования, начиная от детской школы и заканчивая аспирантурой в консерватории. В России этим могут похвастаться только Москва и Ростов. В Краснодаре же джазового образования нет вообще. Я здесь работал некоторое время, в консерватории, и могу сказать, что уровень подготовки музыкантов однозначно не дотягивает до ростовского. Но при этом на Кубани проходит просто бешеный джаз-фестиваль с огромным количеством звёзд. К примеру, в этом году «GG Jazz» продлится 16 дней. В Ростове же фестивали идут 3 - 4 дня максимум.
Возможно, всё дело в том, что на Кубани выше платёжеспособность населения и люди чаще ходят на концерты. И у нас (извините, я уже говорю «у нас») краевые власти всячески поддерживают культуру. Взять хотя бы джазовый оркестр, содержать который очень и очень дорого: это затраты на зарплаты музыкантов, свет, звук, менеджмент. В нашем биг-бэнде играют лучшие музыканты. Это интересная работа за хорошие деньги. Георгий Арамович до последнего дня экспериментировал со звуком. Сегодня мы тоже играем самую разнообразную музыку. И музыканты получают хорошую губернаторскую надбавку. Именно поэтому у нас постоянный состав.
Грамотный менеджмент тоже очень важная составляющая: музыкант должен играть, а не решать организационные вопросы. В Ростове с этим всегда было туго. Когда развалились Росконцерт и Москонцерт, музыканты, чтобы выжить, вынуждены были сами организовывать концерты. В Краснодаре работает большая команда менеджеров, которые ведут переговоры с иностранными артистами, занимаются логистикой. Наш оркестр входит в государственное объединение «Премьера», которое также включает балет Григоровича, Музтеатр, Молодёжный театр, несколько симфонических оркестров... Вся их деятельность организована на очень высоком уровне.
И всё же ростовский джаз продолжает жить. Появляются молодые талантливые музыканты, и радует, что его будущее в хороших руках.
- К слову о выживании: вот музыканты Ростовского академического симфонического оркестра жаловались на маленькие зарплаты, многие вынуждены были подрабатывать чуть ли не таксистами...
- После развала СССР многие филармонии, при которых и существуют симфонические оркестры, перестали выполнять свою прямую функцию. В основном они работают по принципу проката: сдают в аренду залы и устраивают концерты, приносящие деньги. Оркестрам в этих условиях не всегда живётся хорошо. И хотя прошло уже больше 20 лет, сейчас система только-только возрождается, и здесь всё зависит от руководства. К примеру, в оркестры Гергиева и Спивакова конкурс по 80 - 100 человек на место, потому что там высокие зарплаты.
- В непростой ситуации оказались и музыканты оркестра Кима Назаретова, который распался на два коллектива...
- Ситуация грустная. Я прекрасно знаю и Юрия Кинуса, и Петра Назаретова, которые у меня преподавали. Это очень достойные музыканты, искренне влюблённые в своё дело. Наверное, каждый из них имеет право на имя Назаретова: его сын - юридический наследник, а Кинус стоял у истоков оркестра да и вообще джаза в Ростове. Но публике от этого лучше не становится.
Пища для ума
- Вы уже не первый год живёте в Краснодаре. Отличается здешний зритель от ростовского?
- На Кубани вообще культурная жизнь более насыщенная. К примеру, Стив Вай, великий американский гитарист, в этом году дал на Юге России всего один концерт - в Краснодаре. И у нас проходит крупнейший рок-фестиваль «Кубана».
В любом городе от зала исходит своя энергия. В Краснодаре у нас почти всегда полные залы. И всё больше льготных абонементов покупают студенты. Молодёжь интересуется джазом, что не может не радовать, ведь это музыка думающих людей.
Воспитывать любовь к хорошей музыке нужно в семье. Если родители слушают не Ирину Аллегрову, а Рэя Чарльза, то их детям крупно повезло. И, конечно, никто не отменял музыкальные школы. Их ученики растут на хорошей музыке: неважно, классика это, рок или джаз.
- Нам часто приводят в пример Запад, где музыка - массовое хобби и есть оркестры врачей, профессоров...
- И в школах, университетах на Западе тоже есть свои оркестры. Но в России до сих пор какой-то информационный вакуум. Люди массово ходят слушать попсу. И многие даже не знают, где можно послушать настоящую, живую музыку, хотя даже в самом маленьком городке есть если не симфонический оркестр, то народный ансамбль.
- А ваша жена имеет отношение к музыке?
- Моя жена Катя окончила Ростовскую консерваторию (кафедра музыкального менеджмента), работала в объединении «Премьера». Сейчас в декрете: нашей дочке Мирославе всего 10 месяцев. Часто творческим людям трудно ужиться, и спасибо Кате за то, что она поддерживает все мои сумасшедшие идеи и принимает мой график.
Смотрите также:
- «Уезжают наши? Ну и правильно!» Почему одарённые музыканты покидают Ростов →
- Игра на выживание. Почему в жизни ростовских музыкантов грустные мотивы →
- Грустные мелодии симфонического оркестра →