В декабре исполнится ровно два с половиной года, как Василий Голубев возглавил Ростовскую область. «Экватор» срока полномочий почти пройден - впору подводить итоги.
Об успехах и неудачах своей работы на посту главы региона рассказал сам губернатор, побывав в редакции «АиФ на Дону»
- Василий Юрьевич, прошло два с половиной года. Довольны ли вы достигнутыми результатами?
- Сказать, что полностью удовлетворён всем, не могу. Потому как уверен - любой руководитель должен критически оценивать состояние дел, иначе можно забронзоветь и начать почивать на лаврах. А нерешённых проблем в области ещё остаётся немало.
Первая из них - безусловно, развитие экономики и привлечение инвестиций. Когда в 2010-м мы начали анализировать текущую ситуацию, то стало очевидно: стратегия, которая была принята до нас, уже не отвечала современным реалиям - сказались последствия кризиса. Тогда мы с помощью учёных определили новые перспективы развития.
На первое место мы поставили привлечение инвестиций. Открыть область для бизнеса, дать возможность предпринимателям активно работать на Дону! Для этого пришлось
всерьёз корректировать законодательство. В итоге появилась система льгот для предпринимателей, крупных инвесторов мы освободили от налога на имущество и землю, приняли закон о государственно-частном партнёрстве. Как показало время, шаги были сделаны правильные. Сейчас мы наблюдаем серьёзный рост объёма инвестиций в донскую экономику. Причём в сравнении не с предыдущим, а с 2008 годом, который считается для области самым успешным.
- Это, конечно, радует. Но всё же... На экономическом форуме в Сочи Краснодарский край подписал в десятки раз больше соглашений, чем Ростовская область. Жилья кубанцы также строят больше. Почему мы так уступаем соседу?
- Ответ на это простой и, к сожалению, не очень для нас приятный. Вся причина - в удручающем состоянии, до которого дошла инженерная инфраструктура области. А ведь инвестору неинтересно идти строить жилой квартал или завод в чистом поле, где нет ни воды, ни электричества. Или возьмём восточные районы области, где отсутствует газ. Сейчас мы тратим огромные деньги - тянем на восток трубу высокого давления. На это уже пошло 960 миллионов рублей, но это вложения в будущее. Решим проблему Гундоро-Гуковского водовода, чем мы сейчас активно занимаемся - у жителей шахтёрских районов появится вода, а сами эти территории станут наконец привлекательны для инвесторов.
Последний год мы по всей области создаём площадки, оборудованные необходимой инфраструктурой. Сегодня их уже более трёхсот. Они станут основой для развития экономики и улучшения инвестиционного климата. А в том, что Ростовская область может показывать лучшие результаты, чем Кубань, я даже не сомневаюсь.
«Надо не оправдываться, а искать решение!»
- В конце сентября Ростов получил право принять у себя матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. А так ли нужен он нам, учитывая сколько придётся потратить на подготовку?
- Не сомневаюсь, нужен. Чемпионат мира - это новые рабочие места, модернизация дорожной сети, транспортного комплекса, опять же инфраструктуры. В следующем году под Грушевкой начнётся строительство нового ростовского аэропорта - «Южного хаба». Нынешний аэропорт уже не позволяет принимать определённые типы самолётов, а удлинить взлётно-посадочную полосу невозможно, поэтому новый авиаузел миллионному городу жизненно необходим. Так же, как и новый стадион. Арену, рассчитанную на 40 тысяч зрителей, мы строим на левом берегу Дона.
- Насколько известно, фактически речь идёт о создании большого спортивного комплекса и постепенном превращении левобережья в новый городской район...
- Да, и стадион станет его центральным объектом. Часто звучат сомнения, стоит ли там вообще затевать строительство, ведь левый берег Дона - затопляемая зона. Но я не раз советовался с архитекторами, с инженерами. На самом деле идея освоения левобережья витала в воздухе ещё много лет назад, но за её претворение в жизнь никак не решались взяться. Технически решить проблему подтоплений можно, и это даже не самое трудное. Самая дорогостоящая часть проекта - строительство дорог, хотя эту задачу мы решим. Идею строительства нового моста - дублёра действующего Ворошиловского - также уже поддержал федеральный центр.
- Поговаривают, что в перспективе вы хотите перенести за Дон правительство области. А чем не нравится нынешнее место?
- Здесь вопрос в другом. Я как-то подсчитал - сегодня в Ростове находится 130 зданий, в которых располагаются областные органы управления. Представьте, какое количество машин ежедневно идёт к ним. Если мы просто уберём эти службы из центра, ситуация на дорогах сразу улучшится. Ведь сегодня не стало времени суток, когда бы по Ростову можно было свободно проехать. Проблему пробок надо срочно решать! Я только утром сказал министру транспорта и мэру Ростова - сколько можно мусолить в пробках главный въезд в город? Вчера ехал по трассе
М-4, у Грушевки опять огромный затор - идёт ремонт моста. Почему дорожники не работают ночью, когда движение ослаблено? Такая нерасторопность меня порой возмущает! Много машин стало в городе? Надо не оправдываться, а искать выходы.
- Проблем сегодня хватает не только в городе, но и на селе. С 2002 по 2008 год на Дону полностью опустели одиннадцать хуторов - селяне уезжают в города. Как быть с этим?
- Здесь мы опять возвращаемся к той же теме - необходимо развивать инфраструктуру, что повлечёт за собой приток инвестиций. В селе прежде всего должна быть нормальная дорога. В этом году мы впервые начали проектировать специальные дороги для отдалённых сёл, их строительство уже ведётся. Нужны газ и вода - работа в этом направлении, как я уже сказал, также идёт. Необходимы оборудованные больницы и детские сады. За последний год сельская медицина получила восемь тысяч единиц нового оборудования, а малышей в порядке эксперимента мы сейчас пробуем размещать в свободных помещениях действующих школ.
И, конечно же, людям требуется работа. Да, пока что на селе недостаточно рабочих мест. Для того чтобы дать людям возможность развивать собственное хозяйство, в этом году мы начали оказывать поддержку по созданию семейных животноводческих ферм. Пока что таких должно появиться пять, а в 2013-2015 гг. объёмы финансирования планируется значительно увеличить.
«Хочу, чтоб меня не узнавали»
- Василий Юрьевич, руководители высокого уровня порой бывают оторваны от жизни. Насколько хорошо вы знаете, что происходит «на земле», что беспокоит жителей Дона?
- Я постоянно езжу по области, встречаюсь с людьми. Иногда, правда, хочется, чтоб меня не узнавали - тогда бы можно было поговорить совсем откровенно. К тому же ежесуточно я получаю сводку - мониторинг местной прессы. Причём распорядился давать мне только негативные и проблемные статьи, чтоб можно было вмешаться и исправить ситуацию.
- И свидетельства этому есть. В прошлом году мы написали о беде мамы из Ростова, ребёнку которой требовалось дорогостоящее лечение. Вскоре она сообщила в редакцию, что впервые испытала чувство настоящей благодарности, когда домой ей позвонил губернатор и помог направить малыша в столичную клинику. Вы часто так звоните людям?
- Иногда бывает. Не так давно звонил парню, который волею судьбы стал инвалидом. Но духом не пал, а, наоборот, создал движение помощи людям с инвалидностью. Правда, у него возникли трудности. Так он сперва даже не поверил, спросил: «А как я могу проверить, что вы правда Василий Голубев, а не шутите?»
В конце 2010 года я распорядился открыть во всех городах и районах общественные приёмные губернатора. Тогда высказывались предположения - мол, это для того, чтобы следить за местными руководителями? На самом деле такие приёмные - способ приблизить власть к гражданам, она должна быть открыта для людей. Нам надо и дальше развивать институты власти. Я постоянно говорю главам всех городов и районов - вы обязаны отвечать на каждое обращение, отчитываться перед населением о своей работе. Тогда люди пойдут вам навстречу, они будут видеть во власти партнёра, начнут сами предлагать, как решить ту или иную проблему. Когда такой контакт будет налажен, можно считать, что одну из важных задач мы выполнили.
Смотрите также:
- Мэр Таганрога Николай Федянин: "Дела сильнее слов" →
- Камер в Ростове станет на пять тысяч больше →
- Мэр, продолживший дело Платова →