«Физик и лирик». Сюжеты из жизни ростовской поэтессы

Фото из архива Татьяны Фоминовой / АиФ-Ростов

   
   

Известность Татьяне Фоминовой принесло стихотворение о незавидной доле матери-одиночки.

Досье

Татьяна ФОМИНОВА родилась в 1963 г. в Хабаровске. Через год семья переехала в Ростов. Автор поэтических сборников «На ноте си», «В ожидании счастья», «Закон несовпадения». Её стихи печатаются в журналах «Дон», «Ковчег», альманахе «Южная звезда». Член Союза писателей. Работает в медицинской компании.

Её профессия довольно прозаическая. Но при этом Татьяна ФОМИНОВА - одна из наиболее известных донских поэтесс.

«Образно своих героинь я называю женщинами с трамвайной остановки, потому что таких пруд пруди - обычных, но в чём-то по-женски несчастных, неизбалованных», - говорит она.

В ближайшее время должен выйти новый сборник Фоминовой, где она хочет объединить и лучшее из того, что уже опубликовано, и новые стихотворения.

О прототипах её поэзии, о том, как пишутся стихи о любви и о многом другом мы и разговорились.

   
   

Сюжеты из жизни

- Татьяна Григорьевна, вот вы одновременно и физик и лирик. По профессии провизор, трудитесь топ-менеджером в медицинской компании, но одновременно пишете глубоко лиричные стихи. Как вообще так получилось?

- (Улыбается). Понимаете, я училась в школе в очень творческом классе. Тогда уже писала стихи, какие-то речёвки для художественной самодеятельности. В старших классах даже подумывала о том, чтобы поступить в литературный институт или на журфак. Но папа, а он у меня был офицером, отговорил. Он считал, что быть литератором - это какая-то несерьёзная профессия. А журналистика, мол, неженское дело. Дескать, будешь бегать с блокнотиком по стройкам. Потому я поступила в Пятигорский фармацевтический институт.

У нас было 9 химий - органическая, физическая, коллоидная и т.д. Преподавали анатомию, физиологию... Учась в институте, я в какой-то момент захотела получить второе образование - литератора. Но вскоре влюбилась, очень рано вышла замуж. В 20 лет у меня уже был ребёнок, так что ни о каком втором образовании речи не шло. Да и мои родители были уже старенькими, я их оставить не могла. Едва получив диплом, пошла работать в аптеку. Но, откровенно говоря, профессию провизора я люблю.

- Слышала, что известность вам принесло стихотворение о незавидной доле матери-одиночки...

- Оно неавтобиографично. Да и не считаю его таким уж сильным. Прочла я его на публике лет в 25. Это был конец 80-х годов. Тогда существовала программа «Взгляд». В то время в ней работал и наш земляк - Дмитрий Дибров. В один из дней Дибров и съёмочная группа приехали в Ростов. И в каком-то ДК снимали выпуск вроде «Алло, мы ищем таланты!» Меня туда потащила подружка. Была зима, холод... На мне были очень толстые, некрасивые колготки, растянутый свитер. И меня больше волновал этот «наряд»... Тем более, что оказалось, мне надо выходить на сцену. Я прочла стихотворение, где образ Мадонны, конечно, не совпадает с исторической правдой.

Выслушав, мне сказали: «Голубушка, а вы знаете, что вы талант?» Дибров отдал это и другие мои стихотворения в областную газету. Их напечатали. И я проснулась если не знаменитой, то с ощущением какой-то значимости своего творчества.

- Другое ваше известное стихотворение начинается так: «Как последняя малина, сладок тающий закат. Я - отчаянно любима, он - классически женат. Городок провинциальный, женихи наперебор, и окно уютной спальни, как положено, во двор». Тоже прототип не вы? И как вообще рождаются сюжеты ваших стихов?

- Это стихотворение о моей подруге. У неё был роман с женатым мужчиной. А окно её спальни выходило во двор. Чем закончился их роман? Тем же, чем зачастую завершаются романы с несвободными людьми. Отношения постепенно угасли, сошли на нет.

Некоторые сюжеты я подсматривала в электричке. Или однажды у магазина меня окликнул мужчина: «Таня?» Я обернулась. Он дохнул на меня таким жутким амбрэ... Я вздрогнула: «Это ты, что ли?» А он так расстроенно усмехнулся: «До чего ж это я дожил, что меня красивые женщины не узнают». Так у меня и родилось стихотворение «Таня» с вымышленным сюжетом - о встрече пьющего мужчины с женщиной, которая когда-то его любила. «Мы и дом, - говорил, - снимем. Или лучше того - купим. Деньги будут. Да хрен с ними! Что нам деньги, раз мы любим».

В самом конце 90-х - начале 2000-х годов, когда была война в Чечне, я написала несколько стихотворений о матерях, которые провожают сыновей в армию и молятся, чтобы они не попали в горячую точку. В те годы увидела репортаж о том, что в Ростов прибыл поезд с останками погибших ребят для опознания. Я ревела в три ручья и написала «Балладу о сыновьях».

- Вы упомянули, что это стихотворение написали мгновенно.

- Да. Однако так бывает далеко не всегда. Одно стихотворение писала и вовсе 25 лет. Есть такие, которые вызревают по нескольку лет. Бывает, их долго вынашиваешь. Или легла строка. Но ты думаешь: а что дальше? Либо написал что-то и понимаешь: это банально. Когда я пишу? Когда муза приходит. Бывает, за вечер напишу три, четыре стихотворения. Или просыпаюсь ночью. Домашние уже знают, что меня не надо трогать. Сажусь в кухне, включаю свет. И пишу.

«Пипл хавает»

- У вас есть стихотворение, где описываете бутики, бары, а в подвальчике поодаль - неприметный книжный магазин. Не кажется ли вам, что сегодня многие и впрямь не замечают книжных, просто потому что мало читают? Поэзия и вовсе не особо востребована, а многим откровенно не нужна.

- Думаю, всё зависит от семьи. Мой отец был офицером, мама - домохозяйкой. У нас была очень хорошая библиотека. Все много читали. Я тоже больна чтением. Сейчас перечитываю Стругацких, Брэдбери, обожаю Чехова. Мой сын по профессии далёк от литературы, но тоже много читает.

Книги в наши времена ещё и столько стоят, что не купишь их много. Конечно, кто-то читает электронные книги - я в том числе. Тогда чтиво обходится дешевле. Но резон в вашем вопросе, конечно, есть. Люди читают меньше, потому что на литературу в школе приходится меньше часов. Да и много ли сейчас учителей-подвижников? Другая беда в том, что падает общий культурный уровень. Возьмите пожелтевшие ТВ-каналы... Многие в СМИ, в шоу-бизнесе действуют по принципу «Пипл хавает». Создают на потребу, а не стараются поднять планку.

Что до нехватки внимания к поэзии... Сейчас ещё и время другое - прагматичное. У людей - только деньги, деньги, деньги на уме. Интереса же к современной поэзии почти нет. Нас приглашают выступить разве только в деревенские библиотеки, небольшие ДК. Туда, где нет более ярких зрелищ. Так что поэт в России сегодня меньше, чем поэт.

- Удалось ли вам своим творчеством заработать?

- Как это ни обидно, но издавать приходится за свои деньги. Да и продавать, ходить предлагать книги в магазины я не умею. Все свои книги раздаю.

Поиски счастья

- Вы недавно встретили свою любовь. Что могли бы посоветовать женщинам, которые, не выйдя замуж к 40 годам, ставят на себе крест?

- Мне 50. И, как сказал кто-то из известных, это уже возраст, а не вес. (Улыбается). С моим мужем мы ровесники, учились в параллельных классах. Встретились уже зрелыми людьми случайно. И поняли, что очень близки друг другу. Уже взрослым человеком я поверила в Бога, в 25 лет приняла обряд крещения. Так вот думаю, что порой у Господа не получается рано свести нас с тем, кто нам предназначен. Что до совета... Что сказать? Не очень счастливых среди моих сверстниц много. По нашему поколению прошёлся Афган, у кого-то муж пьёт. Или женщина не смогла разглядеть в мужчине его достоинства. Найти и сохранить любовь получается не всегда. Но главное - чтобы она была в твоей душе. Тогда её можно отдать детям, внукам, родителям...

Чему меня ещё научила жизнь?.. Не надо дарить любовь тому, кто её не может оценить. Лучше уйти.

Смотрите также: