Недоступная среда. Почему в Ростове не хватает пандусов для колясочников

Доступная среда складывается не только из пандусов, подъёмников и поручней. Вместе с инфраструктурой должны меняться и сами люди, окружающие инвалидов. © / Роман Менеев / АиФ

Более 10% населения России - люди с ограниченными возможностями.

   
   

И хотя действует специальная госпрограмма создания безбарьерной среды, инвалиды еже­дневно продолжают сталкиваться с трудностями. Не исключение и жители донской столицы, вынужденные передвигаться на колясках.

Разрешение на выезд

Программа «Доступная среда» - это создание условий, которые позволят маломобильным гражданам свободно ездить по городу.

Деньги на это выделены, и, казалось бы, немало сделано - это низкопольный транспорт, «говорящие переходы» и др. Но большинство инвалидов из квартир всё равно выбраться не могут.

Чтобы оборудовать в подъезде пандус, поручни (даже за свои средства) нужно собрать письменное согласие всех собственников дома. А если это 15-этажка? Человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата или его близкий должны обойти всех соседей с унизительной процедурой согласования.

Ростовской общественной организации инвалидов извест­на история семьи Залавских. Они долгое время в администрации Советского района Ростова добивались разрешения на пристройку пандуса к их балкону. Причём не себе, а соседу-учителю, который лишился обеих ног. Полина Залавская, наконец, оформила нужные документы, но её сердце не выдержало, женщина умерла.

По новым поправкам к законам теперь ТСЖ и управляющие компании обязаны сами создавать доступную среду в подъездах и во дворах. Но как всё будет на деле? Пока вопрос. И даже там, где доступная среда уже оборудована, могут в любой момент произойти изменения.

   
   

Например, поменялся собственник здания, ремонт сделал, а пандусы уничтожил. Во дворе появляются лежачие полицейские и новый асфальт, а спецсъезды не восстановили. Так случилось у дома №92 на пр. Соколова и №105 по ул. Чехова. В чём причина забывчивости?

«В европейских странах в каждом вузе есть курс универсального дизайна (доступной среды) и студенты любой специальности владеют знаниями создания безбарьерности, - говорит руководитель Ростовской городской общественной организации инвалидов «Феникс» Галина  Соколюк. - У нас, к сожалению, физически здоровые люди мало задумываются о проблемах инвалидов.

Между тем, в «маломобильную группу населения» (а это примерно 240 тысяч горожан) входят не только инвалиды, но и беременные женщины и мамы с колясками, и пожилые люди, и даже красавицы на высоких каблуках, - всем им также нужны удобные дорожки, пандусы, поручни.

Прогулка с риском

«Пользуюсь коляской. В моём доме на ул. Лермонтовской, 177а проживают ещё один инвалид-колясочник и женщина, которая может передвигаться только на костылях, - рассказывает Лилия Ямпольская. - Дорога у подъездов - как стиральная доска, пока преодолеешь все ухабы...

Но на этом трудности не кончаются. Еду по ул. Лермонтовской. Препятствие: въезд на парковку, огороженный бордюрами. Чтобы объехать, перебираюсь на проезжую часть. Улица узкая, машины мчатся мимо меня всего в нескольких сантиметрах. Страшно!

Мне нужно попасть на другую сторону Ворошиловского проспекта (пересечение с Соколова, Варфоломеева). Здесь съезд нормальный, а вот с другой стороны не могу заехать на тротуар: порожек шесть сантиметров.

Загорелся красный свет, автомобили гудят. Сестра пытается помочь, но вес коляски - 70 кг, да ещё мой - 90. Не получается. Тогда она достаёт переносной пандус, который вынуждена возить с собой».

По словам женщины, здесь, в центре, на пальцах одной руки можно пересчитать те здания, в которые она могла бы заехать. На ул. Пушкинской лишь одно кафе, реально доступное инвалиду. Недавно сделали удобный въезд на первый этаж ЦГБ, но не все нужные кабинеты расположены там.

Новые частные медицинские центры, блистающие мраморными холлами и стеклянными стенами, пренебрегают удобством пациентов с ограниченными возможностями. А чтобы попасть в муниципальную стоматологическую клинику на Университетском, пандус нужно привозить с собой. По всему городу проблемы с аптеками: кнопки вызова фармацевта не работают, ступени - высокие, нет пандусов.

Для инвалидных колясок бор­дюр три сантиметра - уже ощутимое препятствие, быстро приходят в негодность подшипники колёс. При попытке спуститься с возвышения 10-15 сантиметров коляска переворачивается или выкатывается на проезжую часть. Вот такая у нас доступная среда. С риском для жизни.

Начать с себя

«Доступная среда на пути следования к некоторым объектам по-прежнему недоступна, несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом есть существенные сдвиги, - говорит руководитель региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Социальная справедливость» Максим Галкин. – В устранении минусов принимают активное участие городская, областная власти, общественники, сами инвалиды.

Но надо понять, что доступная среда складывается не только из объектов инфраструктуры: пандусов, подъёмников и поручней. Вместе с городом должны меняться и сами люди! Стоит начать хотя бы с того, чтобы не парковаться на местах для инвалидов и не перегораживать доступ к съездам на остановках и пешеходных переходах».