Небольшой шахтёрский посёлок Углерод в Красносулинском районе в советское время развивался стремительными темпами. Более пяти тысяч жителей, и все при деле. Но годы берут своё...
Сейчас этот населённый пункт ничем не отличается от множества других, похожих между собой как две капли воды. Закрыта шахта, работы нет, молодёжь уезжает учиться и работать в города. О побеге не думают разве что пенсионеры. Жалко им бросать дом, огород да скотину.
По кочкам и ухабам
От Гуково до Углерода примерно 30 километров. Добраться до посёлка можно на маршрутке. Ходит она с периодичностью раз в два часа. Вот только не всегда. Иногда, по словам местных, вообще не ходит. Гуковские таксисты при упоминании Углерода недовольно морщатся и отрицательно покачивают головой. «Ой, да там такая дорога», - заговорщически тянут они.
Что не так с дорогой, становится ясно почти сразу. Кочка, выбоина, снова кочка. Ощущение, что не по трассе едешь, а какую-то странную полосу препятствий преодолеваешь. Раньше местные водители гоняли по обочине: там хотя бы не так сильно трясло. Но сейчас по краям дороги навалены строительный мусор да щебень. Уже не объедешь.
Рассматривая пейзаж из окна, замечаешь, как между полями петляет что-то вроде просёлочной дороги. «Это одна из лучших гоночных трасс в России. У нас здесь каждый год соревнования проходят. Народу приезжает тьма», - объясняет водитель, и мы налетаем на очередную выбоину.
Старая рухлядь
В центре посёлка памятник погибшим в Великой Отечественной войне, школа, автобусная остановка, магазин и кафешка.
...Мы сидим в кабинете директора Углеродской общеобразовательной школы Светланы РАССОЛОВОЙ. Сегодня здесь с 1-го по 11-й класс обучаются 164 мальчика и девочки. Светлана Ивановна и сама когда-то окончила эту школу. Помнит, как в прежние времена было по 600 - 700 учеников в год.
Несмотря на то, что детей здесь немного, ребята вынуждены заниматься в две смены. Вот уже несколько лет основное здание школы находится в аварийном состоянии, и туда никого не пускают. Углеродская школа была построена ещё в 1954 году и с тех пор ни разу толком не ремонтировалась. В 1977-м, чтобы вместить всех учеников, появилось дополнительное здание. В нём сейчас и проходят занятия.
- Разумеется, у нас есть и компьютеры, и электронные доски. А в ближайшее время территорию школы обнесут забором. На третьем этаже стоят металлопластиковые окна, - не без гордости говорит Светлана Ивановна. - А вот с мебелью проблемы. Её почему-то нам не предоставляют. Не положено, что ли. Многие парты ещё с советских времён остались. Разваливаются на глазах. Со стульями та же проблема и со шкафами. Но родители учеников помогают. Приходят папы, ремонтируют всё, что надо. А в одном из классов сервант стоит: его нам семья ученика отдала.
Выходим во двор. Если бы не ворота, футбольное поле с лёгкостью можно было бы принять за вытоптанный пустырь. Неподалёку что-то вроде спортивной площадки - турники советских времён и пара современных тренажёров.Такие сейчас во многих парках Ростова установлены. Чуть дальше серый неприметный сарай. Оказывается, это спортзал. Внутри прохладно, темно и как-то тоскливо. Всё обшарпанное и старое.
«Хорошо, что сейчас тепло. Дети могут на улице играть», - замечает учитель физкультуры Николай БАУЛА.
Когда его рабочий день официально заканчивается, он никогда домой не спешит. До вечера занимается с ребятами.
Есть ещё местный клуб - «Горняк». Там дети могут танцевать и рисовать. Или книгу почитать. Но ДК работает только в тёплое время года, а зимой здесь невыносимо холодно: проблемы с отоплением.
Чтобы посмотреть кино, например, надо ехать в соседние города. Когда-то здесь устраивали молодёжные вечера, но это было так давно, что мало кто об этом помнит. Во всём посёлке не найти ни одной детской площадки.
Место под солнцем
Шахту «Углерод - Глубокий» открыли в 1971 году. Она была знаменита высококачественным углем с большим содержанием углерода. Уголь этот использовали в химической промышленности и отправляли на экспорт. Но шахта оказалась очень глубокой да ещё и с повышенной загазованностью. В 1993 году её закрыли, а люди были вынуждены искать себе другие способы заработка.
- Сейчас рабочих мест здесь практически нет. Иногда подворачивается что-то сезонное. Я вот собираюсь устроиться на базу отдыха. Она тут неподалёку. Я и в котельной работала, и поваром в местном кафе была. Маникюр делаю. Перебиваюсь как могу. Собственно, как и большинство жителей. У кого огород да скотина, у кого подработка в соседнем городе, - рассказывает местная жительница Любовь МИРОНОВА.
- Люди в поисках работы ездят в другие районы, - вторит ей Наталья ОЛЬХОВСКАЯ. - Но транспорт в соседний город ходит в одном экземпляре. По утрам на остановке чуть ли не война. Всем ведь надо уехать. Железнодорожная станция находится вообще где-то в посадке. В общем, добирайся как хочешь.
В принципе, можно уехать и на попутке. Местные автовладельцы входят в положение и в помощи не отказывают. Но проблему с транспортом это всё равно не решает.
…А ещё Углерод производит впечатление очень грязного посёлка. Чуть ли не на каждой улице своя несанкционированная свалка. Любовь Миронова не первый год пытается бороться с соседями и коммунальной службой, но всё без толку.
- Я и фотографировала кучи, и писала письма в различные инстанции, и в Интернете выкладывала снимки. Но воз и ныне там. Каждый день хожу с ребёнком в школу мимо дурно пахнущих куч. Конечно, люди сами в этом виноваты. Бросают мешки с отходами где попадя. Посёлок умирает. А мы его ещё и добиваем… В общем, никому уже ни мы, ни посёлок не нужны. Грустно…