Электрокары на донских трассах пока редкость, однако уже нашлись смельчаки, которые предпочли двигателю внутреннего сгорания экологически чистый транспорт.
Среди них жители южной столицы, а также Таганрога, Белой Калитвы, Новошахтинска, Шахт, Каменска-Шахтинского.
Стоит ли игра свеч и как машины будущего чувствуют себя в нашем регионе, узнавали «АиФ на Дону».
Поездка за спасибо
Зарядить перед сном телефон и автомобиль - главное правило жителя Белой Калитвы Андрея Дзекунова. Он больше шести лет ездит на Nissan Leaf - одной из самых популярных марок электрокаров в стране.
Через пять часов после включения в розетку батарея полностью заряжена, её хватает на 100-130 километров.
«Раньше, чтобы проехать 100 километров, тратил на бензин 420 рублей, сейчас на электромобиле плачу за 100 км 37 рублей – исходя из тарифа на электричество. Это даже дешевле, чем на общественном транспорте, так сказать, езда за спасибо», - улыбается Андрей Дзекунов.
Узнать электрокар в потоке машин легко: у него нет выхлопной трубы и отсутствует привычный шум двигателя. То есть, автомобиль не вредит окружающей среде, что очень актуально для мегаполисов.
Кроме экономии, в электромобиле есть ряд преимуществ. Не надо менять фильтры, свечи, масло, прогревать двигатель в мороз, тормозные колодки изнашиваются меньше.
«Моя электромашина сделана на базе Nissan JUKE, поэтому все запчасти в магазинах есть, ремонт обойдётся в такую же сумму, как и обычного автомобиля», - объясняет Андрей Дзекунов.
Многие боятся, что транспорт на электрических аккумуляторах не выдержит наших зим. Но, как показала практика, он ведёт себя точно также, как и обычный. Зимой требуется чуть больше энергии на прогрев салона.
Села батарейка
Основная проблема - это маленькая величина заряда аккумуляторов, отсюда - небольшая дистанция пробега и отсутствие соответствующей инфраструктуры. В Белой Калитве, как и по всей Ростовской области, нет специализированных станций для зарядки электрокаров.
Одной зарядки хватает только на 100-130 км. И тут возникает вопрос: а где и как заряжать?
Несмотря на то, что авто можно зарядить как ноутбук, от обычной розетки 220 вольт, к сожалению, не везде это осуществимо. Поэтому Андрей Дзекунов заправляет четырёхколесного друга до полного «бака» у себя в гараже. Другие же протягивают удлинители из окон офисов, кафе или автомоек.
Пробовал выезжать за город, - продолжает водитель. - Если знаешь расстояние до пункта назначения, ориентируешься, доедешь или нет. Мне хватило на 115 км. У меня ещё такого не было, чтобы в дороге закончилась зарядка. Прибор предупреждает, сколько осталось.
Даже если вдруг встанешь на дороге, то можно прибегнуть к буксировке авто при помощи другой машины. И когда электрокар катят, он сам себя заряжает.
Вот так за два часа пополнится «бак». Однако на такой машине за город далеко не уедешь».
«Пока в нашем регионе, как и по всей стране, слабо развита возможность зарядки подобных автомобилей, - подхватывает разговор представитель «Тесла Клуб Ростов» Сергей Селезнёв. - Это сдерживает интерес потенциальных покупателей. Хотя есть постановление правительства о том, чтобы оснастить все АЗС розетками, этот закон не работает.
Все водители, которые едут на юг через Краснодар, заправляются у меня. Я помогаю им зарядить своих «железных коней».
На пути к новому миру
Власти страны планируют развивать инфраструктуру, построить бесплатные зарядные станции и внедрить целый ряд мер поддержки: льготное автокредитование, автолизинг, субсидии для производителей.
В качестве поощрения правительство собирается освободить покупателей электромобилей и гибридов от уплаты налогов к ноябрю 2018 года. Ожидается, что это привлечёт желающих пересесть на альтернативный транспорт.
Однако, как отмечают эксперты, цена на него намного выше, чем у его бензинового конкурента. К примеру, Tesla Model S, 2014 года мощностью 367 лошадиных сил, обойдётся в четыре с половиной миллиона рублей, тем временем Mercedes-Benz GLC Coupe, 2017 года с аналогичной мощностью будет дешевле на 100 тысяч рублей.
Житель Батайска Сергей Селезнёв удачно провёл эксперимент: из своего города съездил на электрокаре в Финляндию, преодолев 5000 км.
Весь путь дончанин тщательно продумал: остановки предусмотрел лишь там, где были розетки.
Сергей доказал: альтернативный транспорт - не будущее, а настоящее.
Впрочем, есть марки подобных машин с более демократичной стоимостью. Так Nissan Leaf 2011 года обойдётся в 490 тысяч рублей. Именно за столько продает свой кар Андрей Дзекунов, который в перспективе планирует купить электромобиль большей мощности.
Однако, по подсчётам экспертов, к 2025 году электрокары станут дешевле авто, работающих на бензине и дизеле.
В ногу со временем
Тем временем в Ростове-на-Дону появился один электробус КамАЗ 6282.
Он будет задействован на экскурсиях от главного железнодорожного вокзала во время проведения ЧМ-2018, пока же стоит в гараже.
В отличие от трамвая и троллейбуса, автобус на электричестве обладает большей манёвренностью и отсутствием высоких затрат на его обслуживание. Расход электроэнергии 100 кВт/ч на 100 км пробега.
В Ростовской области решили развивать электромобильную инфраструктуру сразу две компании. Так московская организация «Револьта» планирует строить станции для зарядки электрокаров с двумя режимами: обычный (6-8 часов) и экспресс - 15 минут. Подобные объекты уже работают в Московской и Белгородской областях.
«Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» откроет электрозарядную станцию в Таганроге до конца этого года. Если подобная услуга будет востребованной, то энергетики будут дальше расширять сеть таких заправок.
Немного статистики
Судя по статистике, ростовские автомобилисты настороженно относятся к инновациям.
Официально на данный момент в нашем регионе зарегистрировано только 13 электрокаров - в самом Ростове-на-Дону, а также в Таганроге, Шахтах, Новошахтинске, Каменске-Шахтинском, Белой Калитве.
Всего же в России насчитывается почти 1800 автомобилей семи моделей. Лидер - Приморский край (415 шт.), на втором месте Москва, затем следует Хабаровский край и четвёрку лидеров замыкает Краснодарский край: здесь приобрели 125 электрокаров.
Смотрите также:
- «Красные» идут. За что борются современные коммунисты Ростовской области. →
- Губернатор Василий Голубев: «Власть должна быть открыта для людей» →
- Ценное место. Где в донской столице найти парковку? →