Узда из бетона для вольного Дона. Какой урон нанесёт новый гидроузел

Макет Багаевского гидроузла. © / Скриншот

«Отчего, скажи мне, Дон, ты не взял 5 тысяч тонн», «И придёт невод с травой речною», «Канал имени реки Дон...» - это заголовки статей, которые опубликовал «АиФ на Дону» в 2012 - 2013 годах о строительстве нового гидроузла.

   
   

Из недавней истории

Лоббисты стройки, Мин­транс РФ в лице морречфлота и его местного управления, убеждали всех в исключительных выгодах подобного решения. Рост объёмов грузовых перевозок, создание новых рабочих мест и дополнительные налоговые поступления в бюджеты.

Не говорили о другом: как это скажется на состоянии Дона, природы, гидрологии и условиях жизни людей.

Проект мы тогда отдали на экспертизу специалистам: академику, председателю Южного научного центра РАН Геннадию Матишову и президенту Национального центра водных проблем доктору технических наук Владимиру Кривошею. Именно они оценили его с точки зрения и экологии, и экономических перспектив грузоперевозок.

Выводы были однозначны: гидроузел не нужен. А Дону и природе будет нанесён непоправимый урон. Будет накинута жёсткая узда на последний естественный участок реки. Строительство бессмысленно и с точки зрения экономики: цели достигнуты не будут. С мнениями учёных можно познакомиться на нашем сайте, открыв газетный архив (www.rostov.aif.ru). Там все доводы изложены.

Статьи обсуждались в интернете. Подключились к проблеме не только наши читатели, но и жители Дона, общественность. В сети развернули сбор подписей под петицией Президенту против строительства гидроузла. Свыше тысячи подписей неравнодушных людей...

Отголоски можно найти и сейчас: кликните на Яндексе просто «Багаевский гидроузел», и всплывут горячие споры. Конечно, были и те, кто поддерживал строительство.

   
   

После этого инициаторы строительства несколько притихли и два года почти никак себя не определяли. Не удалось им тогда «продавить» в правительстве решение о финансировании. По-видимому, сказался и кризис. Не оторвёшь же вот так запросто из казны 34 миллиарда рублей, когда денег не хватает и на первейшие нужды.  И это только первоначальная цена. Зная историю подобных строек, сумму спокойно можно умножить на два.

Но жаркое лето прошлого года, безводица на Дону, Волге резко качнули маятник в сторону морречфлота. Караваны барж на рейде Цимлы неделями не могли войти в створ канала. Те, которые входили, стояли потом на якорях по Дону. Конечно, лоббисты воспользовались ситуацией.

Тайное становится явным

Людей всполошило недавнее распоряжение морречфлота о резервировании земельных участ­ков под строительство гидроузла. Приняли его 22 декабря прошлого года. Оно сразу ограничивает права собственников земли. В приложении указаны конкретные адреса в Багаевском, Усть-Донецком, Октябрьском, Семикаракорском районах.

Наученные прошлой дискуссией, власти поменяли тактику. По-тихому провели совещание в правительстве. Минтранс дал поручения на места. Гонцы из морречфлота прилетели на Дон и убедили местную власть: как же, инвестиции ожидаются, миллиарды.Только лишними на этой «свадьбе» опять остаются жители Дона. Хотя кому, как не нам, расхлёбывать последствия стройки.

Ну, конечно, власть будет ссылаться на обсуждение во­проса в станице Манычская, хуторе Арпачин. «АиФ на Дону» писал и об этом. Собрали в основном местное начальство да ещё тех, кто горит желанием сбагрить свои заброшенные участ­ки. Ничего толком и не обсуждали.

Собственно, проблемы населения никого не интересуют. Ну, затопят подвалы подпочвенные воды, поплывут фундаменты, зачахнут сады... Уйдут под воду почти 6000 га плодородной поймы. Это сказано в распоряжении морречфлота. Будущее такого водохранилища одно - малярийное болото. Достаточно посмотреть на нынешнюю Цимлу.

Власть привлекает капитал и заботится, чтобы была прибыль. Но вот только жизнь граждан не становится лучше. Собственно, о чём она волнуется в ситуации с гидроузлом? Почти 70% грузов, которые перевозят сейчас по Дону, принадлежит «Лукойлу». Это нефтепродукты. Есть и другие способы их перевозок, но везут в баржах по реке. Потому что дешевле, потому что прибыль выше.

Но какое дело нам до его прибыли? Может быть, он дополнительно отчисляет на пенсии? Компенсирует вред, который нефтеналивные суда наносят экологии и реке? Причём вред невосполнимый.

Те, кто бывал на Дону, наверное, видели, что на большинстве наливных барж крупно обозначено «Палмали». Фирма - их владелец и основной перевозчик «Лукойла». Это её баржи идут недогруженными. И ради них надо поднимать уровень реки и строить гидроузел. Вот она тоже получает прибыль. А находится главный офис Группы компаний «Палмали» в Турции.

Собственно, мы писали и об этом. Всех, кто проталкивает эту стройку, по мнению читателей, мотивируют не государственные интересы, не нужды жителей, а запах больших денег. Как всегда, если решение будет принято, деньги возьмут не у тех, кто входит в список Форбса. Вполне возможно, опять снимут с социалки. Это испытанный и безотказный приём. «Палмали» будет только рада!

От редакции. Выскажите своё мнение о проблеме, напишите - опубликуем.