Уникальный музей, посвящённый цирковому искусству, находится в Таганроге. В его залах вы сможете полностью погрузиться в атмосферу цирковой жизни и узнать всё о знаменитом сатирике, клоуне и дрессировщике Анатолии Анатольевиче Дурове.
Жемчужина в достойной оправе
Подобных музеев в России очень мало. Если артистам этого жанра и посвящаются выставки, то они, как правило, формируются из документов и вещей, которые находятся при самом цирке. Здесь же и выставляются. Собственно, музеев: в Санкт-Петербурге (хранит информацию по всем цирковым артистам), в Ейске — музей Ивана Поддубного, в Воронеже музей рассказывает об основоположнике династии Дуровых — Анатолии Леонидовиче. Таганрогский же музей посвящён его сыну — дрессировщику Анатолию Анатольевичу Дурову.
Сейчас музей находится на ремонте, из областного бюджета выделили более 16 млн рублей. Следующим летом обновлённая экспозиция будет представлена таганрожцам и гостям города. Кроме того, идёт ремонт старинного дома, где располагается музей.
Небольшой уютный особняк был построен в 1900 году. Вопреки распространённому мнению здание Анатолию Дурову никогда не принадлежало. Так получилось, что на момент создания музея дом, где действительно проживал артист с семьёй, почти разрушился. Поэтому было принято решение разместить экспозицию в особняке, выполненном в стиле «модерн», в переулке Глушко, 44.
Династия Дуровых
Мать Анатолия Дурова — Тереза Штадлер профессиональная наездница и канатоходка. До приезда в Россию имела в Баварии свой цирк, много гастролировала. Отец А. А. Дурова — родоначальник цирковой династии Анатолий Леонидович Дуров. Он выступал в цирке с 16 лет, в основном, в жанре клоунады. Но при этом его юмор был остросоциальным. Фёдор Шаляпин писал: «Сатиры Анатолия Леонидовича Дурова побаивались даже прокуроры, сидящие в ложах». В своих номерах Дуров-старший стал использовать зверей, которые становились главными героями басен, забавных сценок. Зал во время выступления Дурова и его подопечных был полон.
Сын Анатолий, появившийся на свет в прославленной цирковой семье в апреле 1887 года, также посвятил себя арене. Сначала он выступал под псевдонимом Толли. Его номера были похожи на отцовские: такие же острые шутки в отношении власти. Но молодому артисту в отличие от прославленного отца такие нападки на власть имущих не простили и сослали в Вятскую губернию. После смерти Дурова-старшего от тифа (Мариуполь, 1916 год) сын вступает в наследство. Теперь он выходит на арену под собственным именем.Анатолий Анатольевич — один из самых известных представителей династии Дуровых. В музее представлено более 300 экспонатов, не считая более полутора тысяч, которые находятся в запасниках. Здесь можно узнать о том, как он дрессировал животных, куда ездил с гастролями. Надо сказать, его представления пользовались огромной популярностью за рубежом. Так, одна из афиш гласит, что выступления Дурова пройдут в театре Даль Верме в Италии.
— Меня заинтересовало, что это за театр, существует ли до сих пор. Оказалось, что в Даль Верме когда-то выступал Гаэтано Чинизелли, который впоследствии переехал в Россию и основал цирк на Фонтанке в Санкт-Петербурге. До сих пор театр Даль Верме существует и является культурным центром Милана. Порой нюансы жизни и творчества дрессировщика мы восстанавливаем по крупицам. Например, из одного сохранившегося монолога Анатолия Дурова мы узнали, что большинство зверей он приобретал в зоопарке Хагенбека. Это крупнейший зоопарк Германии (Гамбург), который открыл знаменитый дрессировщик и исследователь Карл Хагенбек, привозивший экзотических животных со всего мира, — рассказала заведующая музея А. А. Дурова Марина Сергиенко.
Революционные события артиста и его труппу не коснулись. Они 8 лет гастролировали по Европе. Особой популярностью пользовались сценки: «Собачья свадьба», «Джаз-банд». В них были задействованы примерно 30 зверей, при этом всё действо разворачивалось без участия человека. Дурову и его питомцам рукоплескали в 16 странах мира. А итальянская королева Елена удостоила дрессировщика приглашением на свою виллу в Монтенотте. Там она подарила ему золотой портсигар. В королевских апартаментах довелось пожить и собачке Дурова — Пети, одной из главных «звёзд» двухактного спектакля «Собачья свадьба». Выглядело это легендарное представление так: прибывал паровоз со зверями. Выскакивали медведи — носильщики, лихо справлялись с поклажей пассажиров: тюками и чемоданами. Здесь же бойко торговали орехами суслики, важно ходили продавцы бубликов — гуси. Нашлось даже место звериному «джаз-банду». Заканчивался спектакль картиной измены и потешным бегством по веревочной лестнице через окно любовника.
По залам музея
Самым большим интересом у детей, а они основные посетители музея Дурова, пользуется зал «Арена». Здесь гости будто бы оказываются на цирковом манеже в окружении артистов-зверей. Обезьяна, играющая на скрипке, журавль, будто бы читающий книгу, выступающий с цыганскими романсами попугай.
«Следующий зал не менее интересен: мы попадаем в купе вагона поезда начала ХХ века. И такие декорации выбраны не случайно: Анатолий Дуров много гастролировал. На стене висит пиджак артиста, на диване расположились путешествующие с ним «хвостатые» артисты. Дорожный сундук, яркие афиши. Кстати, они украшают почти все стены, глася на разных языках об уникальных номерах: «Кенгуру-боксёр», «Собачья свадьба», «Джаз-банд», «Лисица с петухом», «Жокеи-собаки» и т. д.», — продолжает рассказывать Марина Сергиенко.
В зале «Советский цирк» можно увидеть редкие кинокадры, датируемые 20-ми годами прошлого столетия, на них запечатлён аттракцион «Кабаре».
Интересна также коллекция чучел экзотических птиц и зверей. На входе в один из залов — подлинный клоунский костюм Анатолия Дурова и мягкие сценические ботинки с помпонами.
До смерти поддерживала с сотрудниками музея связь одна из потомков Анатолия Дурова — Тереза Васильевна. Благодаря ей фонды музея пополнились большим количеством материалов, связанных с выступлениями её и знаменитого театра клоунады её дочери — Терезы Ганнибаловны Дуровой.
Выбор пал на Таганрог
Но вернёмся к судьбе великого артиста. В 1926 году Анатолий Дуров решил остепениться и осесть в одном из городов России. Для этого он выбрал Таганрог. Говорят, что артист случайно оказался на праздновании Дня города и ему так понравились сбегающие к морю улочки, что он решил здесь остаться. Анатолий Дуров купил два особняка на ул. Шевченко — №107 и №111.
Вскоре туда въехала его семья: мать, жена, две родные сестры, их дети и мужья. Здесь же в специальных помещениях разместили 300 четвероногих и пернатых артистов. Дуров открыл таганрожцам бесплатный доступ в свой живой уголок.
С приездом великого дрессировщика закипела цирковая жизнь Таганрога. Сюда по приглашению Дурова стали приезжать с гастролями знаменитые на всю страну артисты советского цирка, которые были лучшими друзьями Анатолия.
Планов у Анатолия Дурова было много. Он хотел на месте старенького цирка Вильямса Труцци построить новый цирк, мечтал организовать зоосад, для этого добивался получения участка земли в 20 гектаров. Но ничего не сбылось. Смерть Анатолия Дурова до сих пор остаётся загадкой. По официальной версии, это был несчастный случай на охоте. 19 ноября 1928 года в ста метрах от просёлочной дороги под Ижевском знаменитый артист был убит.
До 1998 года урна с прахом артиста находилась в Таганроге, потом его захоронили на старом городском кладбище.
Судьба аттракциона Дурова была такова: власти национализировали наследство артиста и поставили во главе 18-летнего племянника Дурова — Владимира. Но молодому человеку было тяжело управляться с таким обширным хозяйством, поэтому он позвал на помощь своего двоюродного брата Юрия. Оба впоследствии стали народными артистами СССР.
Известно, что семья Дуровых проживала в Таганроге до 1940 года. А в 1988 году в южном городе в память о знаменитом артисте открылся музей его имени.
Кстати, в музее есть портрет прабабушки Анатолия Леонидовича Дурова. Надежду Андреевну Дурову считают первой русской женщиной-офицером. Она принимала участие в Отечественной войне 1812 года. Получила ранение во время Бородинского сражения. Кто знает, не она ли стала прообразом главной героини кинофильма «Гусарская баллада» девицы-кавалериста. Известно, что в 1816 году она вышла в отставку, переехала в Елабугу.