Шашлыков и зрелищ. Чем заняться в донском селе Чалтырь

Светлана Ломакина / АиФ-Ростов

Мясниковский район - один из самых необычных в составе Ростовской области, и его посещение должно быть обязательным пунктом в любом визите на донскую землю.

На небольшой территории здесь сосредоточено множество удивительных достопримечательностей - от развалин древнейшего античного города Танаис до объектов, связанных с историей донских армян.  

В районном центре - селе Чалтырь - есть древние и современные памятники, музей, кинотеатр и даже театр, которому вот-вот исполнится 110 лет. Поэтому в Чалтырь имеет смысл приехать на выходных за хлебом и зрелищами. Корреспондент «АиФ-Ростов» так и сделала. Побывала на армянской свадьбе, поела пирожков с лебедой, ну и с людьми поговорила, конечно.    
   

История района

На небольшой территории здесь сосредоточено множество удивительных достопримечательностей - от развалин древнейшего античного города Танаис до объектов, связанных с историей донских армян.

Мясниковский район Фото: АиФ-Ростов

По переписи 2010 года 56,1% населения района составляют этнические армяне. Это единственный в России район, где армяне составляют более половины населения. Административный центр - село Чалтырь, которое иногда называют шашлычной столицей региона (так много здесь кафе и ресторанов, готовящих традиционную армянскую кухню).

Армяне появились на Дону и заселили этот район в конце XVIII века. 14 ноября 1779 года Екатерина Вторая приняла Указ, по которому выселила христианское население Крыма в Приазовье. Греков отправили в район нынешнего Мариуполя, а армян переселили «в округу крепости святого Димитрия Ростовского» (так говорилось в царском Указе).

Переселенцы основали город Нахичевань (с 1928 года объединившийся в один город с Ростовом-на-Дону) и пять сёл: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай. Все эти сёла находятся на территории нынешнего Мясниковского района, образованного в 1926 году. Сам район был назван в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе известного большевистского деятеля, уроженца города Нор Нахичеван Александра Фёдоровича Мясникова (Мясникяна). 

Несмотря на столь долгий срок проживания в России, и удалённость от Армении, дон­ские армяне сумели сохранить связь с исторической Родиной. Это проявилось, в том числе, и в годы Великой Отечественной войны, когда после освобождения района в феврале 1943 года началось его активное восстановление. Армянская ССР активно помогала жителям района техникой, строительными материалами, деньгами.

Для туристов будет особенно важным то, что в районе сохранилась и традиционная армянская кухня, а с недавнего времени здесь даже начали проводить собственный фестиваль шашлыка.

   
   

А свадьба пела и плясала

Ни на какую свадьбу я не собиралась. Приехала просто погулять. Вышла в самом центре Чалтыря и начала спрашивать, где то, где это? Местные порекомендовали, чтобы посмотреть весь Чалтырь, взять такси. Такси? В селе?

В этот день в Чалтыре игралось 15 свадеб! Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Ломакина

Если в другом селе эта рекомендация показалась бы смешной, то для Чалтыря, который только в длину переваливает за 12 км, совет оказался вполне рациональным.

Поэтому я решила остановиться на том, что можно посмотреть в пешей доступности. Зашла в ресторан европейской кухни. Ресторан-то европей­ский, а шашлык наш. В Чалтыре­ даже меню кафе для вегетарианцев будет включать этот набор. Окна кафе выходят на площадь, где паркуются свадебные машины. Вот тут и началось самое интересное. В день моего приезда в Чалтыре было 15 свадеб. Возможно, некоторые приехали праздновать из Ростова или Нахичевани. Площадь, на которой они парковались, была заполнена машинами.

Надо сказать, что даже к свадьбе рачительные армяне подошли с умом. Старые традиции смешались с новыми, армянские с казачьими и со всеми другими, что приходили на эту землю. К примеру, за каждой свадебной процессией шёл живой ансамбль, который исполнял национальную музыку. Если свадьбы встречались друг с другом, пересекались, то на время объединялись и танцевали вместе - знакомились, а потом расходились.

Но самое любопытное, что во время шествия невесты и жениха по улицам вверх летели подушки. Красные, золотые, с кистями и без.

- Зачем вы подбрасываете подушки? - спросила я у одной дамы.

- Показываем всем, что есть приданое, наша невеста идёт замуж не с пустыми руками. По­том эту подушку выкупят гости и отдадут молодым, это показывает, что скоро за подушку можно будет поторговаться. Вы тоже можете принять участие, - многозначительно улыбнулась дама. 

Удивительно и то, что свадьбы легко идут на контакт, и даже приглашают к себе чужаков - пой, пляши, желай здоровья, а если вольёшься, так тебя ещё и за стол пригласят.

Золотая семечка хашх-берег

За столом, естественно, не обойдётся без пирожков с лебедой. Это бренд местности. В Чалтыре их умеют делать все. От маленьких девочек до глубоких старушек.

Одна из крутых мастериц Наталья Сааковна Хаспекова. Она рассказывала, что раньше среди местных армян была традиция проведения выходных. В субботу днём женщины убирали дом, а в воскресенье день теста. Огромный таз ставили в центр стола, женщины садились вокруг и лепили пирожки на неделю: с мясом, капустой, лебедой.

Лебеда для Чалтыря бренд, её ели раньше с кашей, добавляли в супы и начинки. И все толковые хозяйки заготавливали её на зиму, рубили, укладывали в банки. С наступлением холодов банки открывали, лебеду смешивали с луком, яйцами, сливочным маслом. Так выглядит рецепт традиционной начинки для пирожков. 

Церковь Святого Амбарцума изнутри Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Ломакина

Сегодня их можно купить практически в каждом заведении Чалтыря. А в Ростове нет, хотя ехать тут всего ничего. Почему? Как мне объяснили местные, воздух в Ростове другой, причина только в этом.

О волшебстве армянского шашлыка говорить не будем, но вот пельмешки хашх-берек. По вкусу они очень напоминают сибирские пельмени, но защипываются иначе и размером с ноготок. Подаются хашх-берек с жареным луком и мацуном - кисломолочным напитком. И едят их по традиции из большого блюда (таза), сидя за круглым низким армянским столом всей семьёй. Тонкость традиции в том, что в одном хашх-береке должна быть спрятана семечка и тот, кто найдёт её, станет самым удачливым и счастливым.

Что ещё стоит пробовать в Чалтыре? Мусаку (сейчас самый сезон, мусака напитана ароматом болгарского перца, помидоров и синеньких), люля-кебаб, всевозможные котлеты и мясо по-армянски - тонкое и хорошо отбитое. Не лишним будет обратить внимание и на десерты - восточные и русские, пирожные и пахлаву.

Помните же историю с подделкой конфет «Рафаэлло»? В Чалтыре умеют делать всё!

Апостольская церковь и родник

Впрочем, кухня-кухней, но есть в Чалтыре и уникальные исторические места.

К примеру, действующий храм армянской апостольской православной церкви Святого Амбарцума. Храм построен в середине XIX века, прошёл реставрацию и сегодня на фоне частных домов выглядит мощным и очень красивым. Интересно и то, что армянская апостольская церковь отличается от русской. В ней меньше икон, во время службы прихожане сидят, и в целом убранство очень аскетичное, многим напоминающее храмы католиков.

- А будет ли считаться, если я закажу у вас обедню? - спросила я у женщины в свечной лавке.

- Заказывайте, главное же, чтобы молитва дошла до Бога, а Бог един, - ответила служительница.

Ценника за записку с именами того, о ком надо молиться, мне тоже не назвали - пожертвование может быть любым. Но если денег нет, никто не обидится и записку вашу в любом случае примут. Это тоже было удивительно и приятно.

Рядом с церковью можно увидеть и хачкар - крест-камень. Он появился здесь в 1990 году и является копией хачкара 1279 года, находящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Надпись на пьедестале хачкара повествует, что установлен камень в память о турецком геноциде армянского населения в 1915 году.

В поисках «Чалтырки»

В Чалтыре и окрестностях немало родников. Практически все облагорожены и поддерживаются в порядке. Самый известный - Мец-Чорвах (Большая криница/родник).

История родника начинается ещё с переселения армян на Дон. Как гласит легенда, караваны двигались из Крыма медленно, а впереди скакали разведчики, которые искали воду. И когда наконец-то нашли, и вода оказалась холодной и очень приятной на вкус, часть людей отказалась идти дальше, и стали обосновываться здесь. Так родился Чалтырь. Об источниках и историях вам расскажут в музее Чалтыря. Отдельная часть экспозиции там посвящена пшенице «чалтырка». История её увлекательная, поэтому остановимся на ней.

Во время переселения на Дон армяне привезли и свою пшеницу, она была на порядок крупнее и вкуснее местной. Пшеница хорошо принялась, быстро завоевала уважение и стала уходить на экспорт. В 1880 году в Москве на сельскохозяйственной выставке «чалтырка» получила высшую награду - золотую медаль, а в 1908 была удостоена двух золотых медалей на Международной выставке в г. Милане (Италия). Пшеницу баржами закупали в Европу, особенно мука из неё ценилась в пекарнях Франции.

Однако во время Великой Отечественной войны сорт был полностью утерян. И только в 2005-м начальник контрольно-семенной инспекции района Капрел Джинибалаян узнал, что в Кубан­ском генетическом банке сохранились несколько семян. Но банк не раздаривал свои образцы. Тогда чалтырцы пошли другим путём. Решили доказать, что история пшеницы уникальна, что им без неё никак. Сотрудники местной библиотеки, селекционеры, администрация, включились все. В конце-концов собрали доказательства того, что «чалтырку» изучал сам Николай Вавилов. Чалтырцы обратились во Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова и попросили в знак уважения к их предкам и сохранения сорта выделить семена легендарной «чалтырки». 17 марта 2006 года Кубанский генетиче­ский банк поделился семенами. «Чалтырка» вернулась на родную землю. И каждый год даёт новый урожай.