Туристы, приезжающие на дДон, знают, что эта земля таит множество загадок. Где-то здесь жили знаменитые амазонки, по этим землям кочевало множество таинственных народов. Да что там говорить, если по одной из гипотез, даже рыцари Круглого стола знаменитого короля Артура были родом с берегов Дона.
Для того, чтобы понять, как могут быть связаны древняя Британия и нынешняя Ростовская область, нужно обратиться к истории одного из многих народов, которые проживали вблизи реки Танаис (или Дон) - сарматов.
Сарматские достопримечательности на Дону:
В Ростовской области много курганных захоронений, часть из которых традиционно относят к сарматским племенам.
Многочисленные сарматские украшения, монеты, детали убранства выставлены в экспозиции Азовского краеведческого музея.
Миф или реальный народ?
Сарматы или савроматы – это древний, ираноязычный народ, который обитал в степной зоне к востоку от Дона с IV века до нашей эры по первые века н. э. Не очень понятно, как они называли себя сами. Название, которое впервые использовал древнегреческий писатель Геродот, савроматы означает «ящероголовые». В целом, как и про любой древний народ, большинство информации о сарматах были почерпнуто из произведений древнегреческих авторов. Гиппократ пишет, что сарматы проживают на территории, лежащей близ Азовского моря.
Геродот упоминает сарматов в таком контексте: «за рекой Танаис кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растёт никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Большой интерес этот народ у них вызывал, так как был очень воинственным и часто нападал на соседние племена. Сарматы даже не боялись воинственных скифов, и ходили набегами на земли по другую сторону Танаиса (ранее так называли Дон, и вероятно, речь идёт о правом береге реки).
Кстати, в истории сарматы не затерялись. Из их среды вышли аланы, чьими потомками считаются современные осетины.
Амазонки и кочевники
Одним из самых интересных мифов о истории сарматов, который рассказывал ещё Геродот, было представление, что легендарные амазонки стали сначала частью общества кочевников, а потом вообще изменили его под себя. Как писал древнегреческий автор, амазонки, прибывшие случайным образом на земли савроматов, стали грабить и разорять ираноязычный народ. Сарматы даже не сразу поняли с кем имеют дело.
Пока однажды, при осмотре очередных поверженных тел, оставшихся после сражения, не обнаружили, что бьются насмерть не с какими-то великими воинами из далёких земель, а с женщинами, обладающими поистине выдающимися навыками воительниц.
После этой находки, совет старейшин сарматов решил, что больше воевать с амазонками они не будут, зато попытаются заключить мир. Какое-то время племена ещё враждовали, однако потом в донских степях разыгралась история, как будто предвосхитившая «Ромео и Джульетту», но с хэппи-эндом. Один из молодых сарматов встретил прекрасную амазонку, и даже отсутствие общего языка не помешало им полюбить друг друга. После браки между грозными степняками и свирепыми воительницами стали обыденностью, и народы начали смешиваться.
Кстати, так как у воинствующих амазонок были свои традиции, и ужиться с простыми и нежными сарматскими девушками они не могли, то решили их перевоспитать. Вот и получилось, что, по свидетельству античных историков, «жёны савроматов придерживаются такого образа жизни: выезжают на охоту и на войну на лошадях вместе с мужьями и носят ту же одежду, что и мужья, и не выходят замуж до тех пор, пока не убьют трёх врагов».
И в итоге, судя по находкам археологов, женщины стали занимать особое место у сарматов. Все захоронения, которые были найдены на территории Ростовской области, показывают то, что представительницы прекрасного пола имели высокое положение в обществе. Как правило, их могилы всегда были очень богатыми и содержали намного больше украшений и подношений, чем могилы мужчин.
Под флагом с драконом
Как уже писалось ранее, у сарматов основным делом и основным промыслом были набеги и война. Так как сарматское племя хоть и было не столь многочисленным, как римские легионы, однако, умение грамотно выстроить стратегию ведения боя приводило к тому, что большинство конфликтов сарматов с Римской империей заканчивалось ничьей.
Кроме того, именно сарматы первыми в античной истории стали использовать тяжёлую конницу, с облачёнными в латные доспехи и всадниками, и их скакунами.
Во втором веке нашей эры римский император Марк Аврелий заключил мирный договор со степняками. По этому договору кочевники могли проходить через римские земли, сарматы вернули Риму более 100 тысяч пленных, а также получили право на службу в римской армии. В результате многие сарматы воевали за Рим по контракту, в том числе и в провинции Британия.
Французский учёный Жорж Дюмезиль предположил, что именно сарматские всадники, в их тяжёлых доспехах стали прообразом кельтских легенд о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола. Косвенные доказательства у этой гипотезы есть. Большинство исследователей сходятся на том, что король Артур – это реальный правитель королевства Британии времён упадка Римской империи. Легионы ушли, и романизированные бритты оказались перед необходимостью защищать себя от северных варваров. Тут-то Артуру и пригодилась тяжёлая сарматская кавалерия, ставшая прообразом будущего европейского рыцарства. Любопытно, что Артура чаще всего связывают с символом дракона. Драконы же использовались на штандартах сарматов в качестве символа их народа.
Более того, из рассказов античных авторов известно, сарматы поклонялись богу войны, который был изображён не как человек, а имел вид меча, который был вонзён в землю. Правда, схожие мотивы с Эскалибуром? Таким образом, по мнению многих учёных, например Говарда Рида, все легенды о короле Артуре берут своё начало в истории сарматов.
Именно эти самые воины, которые вышли из донских степей и позже воевали на границах Британии в маленьких отрядах, с драконами на штандартах, положили начало легендам, которые знакомы нам с детства.
Эта версия нашла отражение и в фильме «Король Артур», снятом в 2004 году Антуаном Фукуа, первым в истории режиссёром, который решил использовать информацию о кочевниках с юга, чтобы показать настоящих рыцарей Артура.
Кстати, в Средние века у польской шляхты возникла мода возводить свой род к воинственным сарматам, подчёркивая тем самым своё отличие от окружающих их крестьян. И хотя серьёзных доказательств этому так и не было представлено, т.н. «сарматизм» отразился на поведении, моде, увлечениях высшего польского сословия. И как знать, когда принималось решение об эвакуации Варшавского университета на берега Дона, что и стало началом нынешнего ЮФУ, не мелькнула ли в голове у кого-то из польских чиновников мысль о своего рода возвращении к истокам, воссоединении с землёй предков?