«Терминатор» Первой мировой. Как донской казак стал символом доблести

Народный герой, донской казак Козьма Крючков. © / Commons.wikimedia.org

Родился Козьма Крючков в 1890 году в хуторе Нижне-Калмыков Усть-Хопёрской станицы Войска Донского в старообрядческой семье. Грамоте учился дома.

   
   

«Отец Крючкова небогат, занимается земледелием. После женитьбы Крючков и его жена были главной опорой всей семьи. Среди хуторян Крючковы пользуются заслуженной репутацией домовитых и религиозных хозяев» (Из иллюстрированного журнала «Искры», 1914 г.).

Был не силен, но увертлив и настойчив

Согласно историческим хроникам, младший Крючков был не силен, но очень гибок, увертлив и настойчив. Всегда был первым во всех играх, требовавших ловкости.

В 1911 году Козьму призвали на действительную службу в 3-й Донской казачий полк имени атамана Ермака Тимофеева, входивший в состав 3-й кавалерийской дивизии. К началу Первой мировой войны он уже имел чин приказного (ефрейтора).

Первого августа 1914 года в возрасте 24 лет Козьма Фирсович первым из нижних чинов русской армии был награжден Георгиевским крестом №5501 четвёртой (высшей) степени за блестящую победу над 27 германскими кавалеристами в неравном бою 30 июля 1914 года.

Было это так. Командующий армией генерал Павел Ренненкампф прибыл в войска, перед казачьим строем снял с себя георгиевскую ленточку, приколол её на грудь Козьме Крючкову и поздравил с первым Георгиевским крестом. Также по телеграфу он поздравил наказного атамана Войска Донского с награждением его подчиненного.

Все донцы, участвовавшие с Крючковым в этом бою, были также награждены Георгиевскими крестами, а сам Крючков впоследствии заслужил в боях Георгиевские кресты остальных трёх степеней. К концу войны донской казак дослужился до подхорунжего.

   
   
Козьма Крючков среди других Георгиевских кавалеров, с двумя наградами в центре. Фото: КВЦ ДГТУ "Донская казачья гвардия"

«Решил дорого продать свою жизнь»

О бое Козьмы Крючкова ходили легенды. В ночь на 30 июля 1914 года его разъезд атаковал из засады два германских кавалерийских дозора. Лишь три неприятеля остались на конях и сумели ускакать к своим. Остальные были убиты или ранены.

Кузьма Крючков один свалил 11 немцев, при этом сам был ранен пулей, исколот пиками, а шашкой ему разрубило руку. Всего он получил 16 ран, ещё 11 – его лошадь. Несмотря на все это, Крючков до самого конца боя оставался в строю.

Вот как сам Козьма Фирсович впоследствии описывал бой, сделавший его знаменитым не только в войсках, но и в народе.

«Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо – я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер.

Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек.

Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили 11 человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная.

Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать.

Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважные. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных.

В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали 24 трупа, да несколько нераненных лошадей носились в испуге…»

В последствии даже появился военный лубок «Геройский подвиг донского казака Козьмы Крючкова».

Народный герой

Подвиг Козьмы и его товарищей широко освещался в российской прессе. После него немцы и австрийцы перестали брать в плен казаков, а убивали их на месте. Не удивительно, что и сейчас Крючкова называют то Терминатором, то Рэмбо русской армиии.

Во время Гражданской войны Козьма Крючков воевал на стороне белых. Во ходе Вёшенского восстания 18 августа 1919 года был смертельно ранен в бою близ деревни Лопуховки Саратовской губернии.

Спустя полвека после подвига патриотизм донского казака был упомянут в докладе Никиты Хрущёва на XX съезде КПСС.

Козьма Фирсович стал прототипом казака в ансамбле памятников Первой мировой войны в Москве. Именем этого герогиевского кавалера назван переулок в Ростове-на-Дону. В 2014 году в школе №19 Новочеркасска ему открыт памятник.

Также известно, что портрет Крючкова украшал обёртку конфет «Геройские» кондитерской фабрики А. И. Колесникова, а Михаил Шолохов сделал его эпизодическим героем в своем романе «Тихий Дон».