Несмотря на проблемную ситуацию с коронавирусом, лето и осень в Ростовской области – пора свадеб. И если в каждом регионе эти яркие праздники имеют свои особенности, то на многонациональном дону в одной свадьбе могут смешиваться самые разные традиции. Выяснили, как менялась свадебная традиция на Дону с XVII века и до наших дней, у экспертов и непосредственных участников торжеств.
Зурна и тележка
Все народы, живущие на Дону, принесли сюда свои свадебные обычаи. Русская свекровь встречает невестку хлебом и солью, кавказцы кидают деньги под ноги танцующей невесте, а казаки требуют, чтобы новобрачные прошли под скрещенными шашками. Но мы столько лет живём бок о бок, что запросто заимствуем традиции друг у друга. Причём началось это ещё в XIX веке.
По воспоминаниям известного художника Мартироса Сарьяна, на смешанной русско-армянской свадьбе на зурне играли барыню. Так всё происходит в донском крае и по сей день.
«Я уже 20 лет регулярно бываю на свадьбах представителей всех национальностей, и заметил, что чисто традиционных практически нет. Состав почти всегда смешанный, есть люди разных национальностей. Например, на русско-корейской свадьбе из национального колорита – только еда. Но обычно это не проблема, русские гости с удовольствием уминают острые блюда. Деньги под ноги невесте могут неожиданно начать бросать на русско-украинской свадьбе, на ингушской – поставят на стол вино, а на армянской – вынесут каравай», – рассказывает ростовский оператор Андрей Матвеев.
Несмотря на большую казачью составляющую региона, на свадьбах сильны общероссийские традиции.
«Я вышла замуж за сельского парня, и хотя жить мы собирались в Ростове, праздновать свадьбу отправились в его посёлок, довольно далеко от донской столицы. Если у нас уже давно невест не крадут, яблоки в штанах дружка не катают, то там вся эта прелесть расцвела буйным цветом. Особенно моим родителям запомнилась традиция катания на тележке на второй день свадьбы», – рассказывает ростовчанка Людмила Павлова.
Чиберки на подушках
Что касается исконно донских казачьих традиций, то сегодня в регионе они встречаются всё реже, считает председатель правления Ассоциации шермиций, доктор философских наук Андрей Яровой: «Как и всякие традиции, свадебные обряды казаков постоянно претерпевали изменения. Даже в XVIII веке они были не те, что в XVII. Причём в каждой станице были свои особенности: на Верхнем Дону заметнее было влияние великороссов, на Нижнем – малороссов (украинцев). Культурная революция в СССР тоже внесла свои изменения. Поэтому в наших свадьбах смешаны народная традиция (чисто казачий, мужской, военный элемент в свадьбе), церковная традиция, связанная с венчанием, и светская часть – регистрация брака в ЗАГСе. Сегодня «традиционные казачьи свадьбы» – это чаще всего фантазии сотрудников домов культуры области, которые их организуют. Народных традиций мы в них не увидим».
По его словам, казачьи и русские свадьбы достаточно сильно различаются. Причём, наверное, в самой своей основе.
«В центральной России невеста – товар, а жених – купец. А на Дону невеста – неприступная крепость, а жених – войско... Отсюда и традиции – приезд к дому наречённой с вооружёнными друзьями, стрельба и скачки по ходу движения. Уже на сватанье прослеживается мотив охоты и удалых охотничков, которые приехали искать добычи. Так и говорили: «Мы, охотники, нашли лисий след, который и привел к вам до вашей хаты, хотим поискать у вас лисичку», – продолжает своё увлекательное повествование Андрей Яровой.
Вообще казачий свадебный обряд известен исследователям досконально, поскольку он издавна входил в особенности описания народов. Учёным-то известны, а вот донскому современному населению – не очень. Например, об обряде «подушки» можно расспросить разве что наших бабушек, да и то мало кто припомнит.
«Дня за два до свадьбы, когда приданое невесты было готово, его переносили в дом жениха. У невесты собирались её подруги. Казаки их называли «чиберки» – швеи, они приходили шить приданое невесты. Эти девушки рассаживались на полу на подушках, тут же были и дружок со свахою, жених с невестой. Участникам этого действия предлагали садиться, подавали мёд, вино, а гости клали деньги на поднос. Чиберки забрасывали гостя и девушку, которая сидела рядом с ним, подушками, кричали по-татарски: «Дарасы сага бусен» (в переводе – «и тебе того желаем»). А потом начинался обряд переноса подушек в дом жениха. Для участника обряда было важно посидеть на подушке и пригласить понравившуюся девицу, которую можно было поцеловать, чиберки в этом ему помогали», – делится ученый.
Девичники всегда актуальны
А вот что сохранилось до нашего времени, правда, значительно видоизменившись, так это девичники, или, как говорят казаки – «девишники». А вот какими они были на Дону в старину: «Девишник проходил накануне свадьбы. Обычно гости приносили всякие вещи и за то получали подарки от невесты, невеста прощалась, на голову надевала челоуч (головной убор донских казачек) или шапку. Сверху надевались чикилики (женские височные подвески особенной формы), в косе гремел косник (девичье украшение, вплетавшееся в косу) из серебряных цепочек, в шапку втыкали цветы. Гостьям раздавали малые караваи, они так и назывались «девишники». А поутру невеста ходила на кладбище, прощалась с умершими родственниками, чтобы они её благословили. А уж после считала себя приготовленной к браку», – говорит Яровой.
А вот под шашками молодожёнов казаки не гоняли, это уже тоже плоды бурной фантазии наших земляков-затейников.
«Есть такое выражение, что молодые должны пройти под караваем, шашкой и фуражкой... Это когда при входе во двор они приезжали с венчания, их встречали караваем, а шашка и фуражка – это новые обряды неоказачества», – говорит Андрей Яровой.
Американская мечта
Сегодняшние молодожены все больше склоняются к западной свадебной традиции.
Огромной популярностью в Ростове пользуются выездные церемонии. Есть даже специалисты, которые предоставляют услугу и по её проведению – и нет, это не сотрудники ЗАГСов.«В ЗАГСе молодые распишутся за три дня до свадьбы, – рассказывает мама невесты, жительница Новочеркасска Ольга Никитина. – Ни мы, родители, ни свидетели присутствовать там не будем. А вот на самом торжестве пройдёт церемония бракосочетания, которую будет вести специальный ведущий».
По словам Ольги, у будущих молодожёнов всё будет, как в романтическом американском кино: цветочная арка, три свидетельницы в пепельно-розовых платьях, три шафера, нарядные малыши, разбрасывающие лепестки роз, отец, выводящий невесту за руку к счастливому жениху. Но чтобы эту мечту дочки осуществить, мама бронировала ресторан за год.
«В Ростовской области не так много мест, где можно провести свадебный банкет с большим числом гостей и одновременно выездную церемонию. Поэтому – да, в выбранном ресторане с подходящими площадками пришлось за год «застолбить» дату. И, я вам хочу сказать, что мы в 2020 году были уже 18-е по счету, кто бронировал свадьбу на лето 2021-го», – рассказывает Ольга.
В связи с новым свадебным форматом почти канули в Лету традиционные для Ростова поездки по городу, когда молодожёны возлагали цветы к памятникам и фотографировались. Сегодня зоны для фотосессий часто предусмотрены в местах проведения свадебных банкетов.
Но традиционное свадебное платье, наверное, никогда не выйдет из моды. Время идёт, меняются фасоны, но белое платье с фатой остаётся вне конкуренции. Но если раньше ростовчанки часто брали наряд напрокат, то сегодня это не принято: редкие свадебные салоны предлагают такую услугу. Считается, что невеста должна быть единственной, кто наденет это платье в свой самый главный в жизни день.
Свои коррективы внесла и пандемия. Так, недавно главный донской санитарный врач Евгений Ковалёв высказался против многолюдных свадеб в такой сложной эпидемиологической ситуации. Он напомнил, что в области из-за коронавирусной инфекции запрещены массовые мероприятия. По его мнению, свадьбы и вовсе неплохо бы отменить, поскольку на них часто собираются более 100 гостей.
Но, к счастью, до этого пока не дошло. Правда, рестораторы требуют от молодожёнов и их гостей сертификаты о вакцинации или свежие ПЦР-тесты.
«Я снимаю свадьбу в ближайшие выходные, – рассказывает фотограф Наталья Луженова. – заказчики предупредили, что нужен сертификат. По их словам, в ресторане запросили хотя бы несколько таких документов с небольшой свадьбы».
Кстати
По данным донского правительства, в первом полугодии 2021 года в Ростовской области появилось более 10 тысяч семей. Это на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего браков зарегистрировано в Ростове: свои отношения узаконили 3763 пары. Рекордсменами среди муниципалитетов стали Аксайский и Белокалитвинский районы.