В донской столице работает музей железнодорожной техники под открытым небом. Его экспонаты можно не только фотографировать, но и потрогать, залезть внутрь.
Почти все они находятся в рабочем состоянии и даже принимают участие в съёмках исторических фильмов. Что можно увидеть в музее, выясняли «АиФ на Дону».
Два гектара под ретротехнику
Экспозиционная площадка на станции «Гниловская» была открыта в 2003 году.
Она была создана энтузиастами из Всесоюзного общества любителей железных дорог, руководством железной дороги, работниками магистрали, студентами РГУПС и Ростовского техникума железнодорожного транспорта. Общая длина путей составляет 1,9 километра, а площадь музея - два гектара.
Сейчас здесь представлено около 70 единиц ретротехники, и коллекция постоянно пополняется. При этом почти все экспонаты, благодаря капитальному ремонту, находятся на ходу. Поэтому они нередко становятся участниками праздничных мероприятий, либо снимаются в кино. К любому из поездов можно подойти, потрогать, посидеть на месте машиниста, подёргать за рычаги.
Особенно это место облюбовали молодожёны: в исторических костюмах здесь можно сделать необычные кадры.
«Ленин» и «Дзержинский»
К примеру, в 2018 году единственный сохранившийся в стране паровоз «Феликс Дзержинский» принимал участие в акции «Ретропоезд Победа». Эту модель производил с 1931 по 1941 год Луганский паровозостроительный завод.
До 1942 года паровоз работал в локомотивном депо в Каменоломнях, после чего был эвакуирован на Урал. В 1991 году сотрудники музея обнаружили его под Тюменью и привезли в Ростов-на-Дону. Более двух десятилетий он ждал восстановления, в 2012-2015 гг. был на реставрации, которая позволила довести его до рабочего состояния.
В акции «Ретропоезд Победа», которая, к слову, проходила уже девять раз, участвуют и другие экспонаты музея, получившие закалку во время Великой Отечественной войны: это и вагоны-теплушки с восстановленным внутренним интерьером, в которых солдаты ехали на фронт, и платформа для перевозки сухопутной военной техники, салон-вагон.
В коллекции также есть вагон, построенный в 1905 году. В довоенное время его использовал для служебных поездок командующий СКВО, будущий Маршал Советского Союза и дважды Герой Советского Союза Иван Конев. А один из паровозов, восстановленных в музее, участвовал в Сталинградской битве. Внутри в нём видны следы от пуль и разрывов мин.
Гордостью работников музея являются также танк-паровоз из Алтайского края и первый советский электровоз «Владимир Ленин 22 М» 1947 года выпуска.
Кроме того, в коллекции паровозы шести серий, тепловозы, электровозы, два головных вагона и один прицепной электропоезда, тендеры, мотовоз 1935 года, дрезины, танковый и артиллерийский тягачи, двухосный вагон-ледник постройки начала XX века, путевая техника.
Самый старый экспонат музея - трофейная трёхосная румынская цистерна для перевозки химических веществ. Она произведена в конце XIX века и использовалась по назначению до непосредственной передачи в музей.
Также в музее СКЖД представлены и предметы инфраструктуры: семафор, светофор, гидроколонка (устройство для заправки паровозов водой – прим. авт.).
Как добраться
Железнодорожная станция «Гниловская»: Ростов-на-Дону, переулок Казачий, 44а. Телефон: (863) 238-28-95. Время работы: каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00.
Проезд: поездом «Ростов-Таганрог» (с Пригородного вокзала) через станцию «Гниловская», либо автобусом №4, троллейбусом №12 от Центрального рынка, автобусом №8 от ТРЦ «Мегамаг». Выходить нужно на остановке «Улица Богачёва».