В пятницу, 15 ноября, после отбытия срока в 17 лет и 10 месяцев за тройное убийство, на свободу вышел бывший казачий атаман Пётр Молодидов, который был знаковой фигурой и одним из лидеров казачьего возрождения 1990-х годов. За что он попал в колонию строгого режима и сумеет ли Молодидов адаптироваться к новой реальности, разбирался «АиФ-Ростов».
Слово и дело
62-летний Пётр Молодидов родился в 1957 году в Абхазии, а известность получил во время распада Советского Союза. Он был одним из лидеров возрождения донского казачества, причем, если так можно выразиться, его «силового» крыла. В то время как многие потомки донских казаков сосредоточились на пошиве формы и конной джигитовке, подразделения Молодидова воевали по всему бывшему Советскому Союзу, выезжая иногда и за его пределы. Сам Молодидов на этом пути получил 7 судимостей, а последняя его акция — тройное убийство в Ростове — лишь милостью суда присяжных не закончилась для него пожизненным заключёнием.
Ещё в 1991 году Пётр Молодидов восстановил 96-й казачий полк (созданный в 1918 году по приказу Петра Краснова) и позже во главе своих сторонников участвовал в большинстве крупных конфликтов на постсоветской территории. Казаки Молодидова воевали в Абхазии, Приднестровье, Чечне, выезжали на помощь единоверцам в Сербию, таким образом, Молодидов на деле соответствовал собственному утверждению, сказанному в одном из интервью — «казаки не должны петь и плясать на фольклорных фестивалях, они должны сражаться». Проблема только в том, что эти взгляды противоречили Уголовному кодексу РФ.
В марте 1993 года донские казаки под руководством Петра Молодидова даже захватили ростовский Дом политпросвещения. Тогда же по улицам Ростова-на-Дону пошли казачьи патрули, особо пристально вглядывавшиеся в лица прохожих и доставлявшие в Дом просвещения цыган и кавказцев. Последствия самоуправства не заставили себя ждать — одного из задержанных вскоре обнаружили мёртвым, и даже полупарализованная госвласть 90-х была вынуждена реагировать. Всего у Молодидова было шесть судимостей, но каждый раз под давлением общественности наказание было незначительным.Тройное убийство
Однако вольница 90-х ушла. Пётр Молодидов этого не понял. В 2001 году он получил седьмую судимость — за тройное убийство. Жертвами стали кавказцы. Сам Молодидов объяснял свои действия самозащитой, а также защитой женщин от изнасилования. Суд присяжных признал атамана виновным, но решил, что он заслуживает снисхождения — и Молодидов получил 17 лет колонии вместо пожизненного заключёния. Срок он отбыл от звонка до звонка, выйдя на свободу в минувшие выходные. Бывшие соратники не забыли атамана — на встречу с ним приехали несколько человек, включая журналистов. Однако, конечно, это было мало похоже на казачьи сотни, которыми командовал Молодидов в начале 90-х годов.
Комментарий эксперта
Журналист, депутат Новочеркасской городской Думы Вадим Жигалов:
— Сумеет ли человек адаптироваться к новым условиям после длительного заключёния - зависит от самого человека. Однако надо отметить, что сейчас в среде донского казачества происходят важные процессы. Казаки вот-вот изберут себе нового атамана — при этом, как всегда, есть кандидат «сверху», от власти, но есть и альтернативный вариант. Кроме того, казачество готовится к Всемирному конгрессу казаков, который будет проходить у нас в Новочеркасске в сентябре 2020 года. И сейчас в казачьей среде возникает понимание, что надо оставить споры и деление на реестровое казачество и общественное и, наконец-то, объединиться.
Смотрите также:
- «Истребить поголовно». 100 лет назад вышел приказ РКП(б) о «расказачивании» →
- Игорь Казарезов: "Казацкому роду нет переводу" →
- Что сулят звёзды в новом году? →